СПЕЦПРОЕКТ GUDOK.RU
ВОДИТЕЛЬ ПАРОВОЗА
Где и как учат управлять «пароходкой»

«
Жаль, что не существует машины времени. Как здорово было бы отправиться на 100 лет назад, почувствовать себя человеком начала ХХ века, представить, как жили и путешествовали наши предки. К счастью, ОАО "РЖД" предоставило нам возможность "вернуться в прошлое", организовав ретротуры на паровозах.


»
В 2018 году в Санкт-Петербурге запустили первый ретропаровоз по маршруту Бологое - Осташков. А позже начали появляться ретротуры в Москве и Иркутске. В настоящее время вы можете выбрать себе интересный маршрут и даже программу экскурсий.
Владислав Гурницкий
Технолог 1-й категории
сектора по организации работы паровоза
— На сегодняшний день ретротуризм с использованием паровой тяги набирает популярность. Паровозные экскурсионные прогулки периодически организуются более чем по 30 маршрутам в различных регионах России. Отдельным достижением в развитии железнодорожного туризма стало регулярное пригородное сообщение на паровой тяге по маршруту Бологое – Осташков. Пассажиры отправляются в увлекательное путешествие на паровозе по живописным местам Тверской области. Еще один популярный туристический продукт – ежедневный поезд «Рускеальский экспресс», в котором можно добраться до одной из главных достопримечательностей Карелии - горного парка «Рускеала» (маршрут Сортавала – Горный парк «Рускеала»). На Урале пользуется спросом маршрут Пермь – Лёвшино
Маршрут
Сортавала – Рускеала

Поезд сформирован из пяти вагонов – четырех купейных вагонов класса "эконом" с местами для сидения и одного вагона-ресторана на 32 места, с размещением за четырехместными столиками с обслуживанием.

Интерьер вагонов выполнен в оригинальном дизайне "Николаевского экспресса", в стилистике конца XIX – начала XX века.

В ассортимент вагона-ресторана входят легкие закуски, горячие и прохладительные напитки, в том числе национальной карельской кухни.

Для удобства пассажиров и экономии времени в пути следования персонал предложит приобрести входные билеты в Горный парк "Рускеала", а также предоставит справочную информацию об услугах парка

А кто же управляет этими самыми паровозами?
На машиниста паровозов не учат в высших учебных заведениях. Последних машинистов выпустили в 60-70 годах прошлого века
Когда-то у каждого паровоза был старший машинист, и 2-4 бригады были прикреплены к одному паровозу. Паровоз был «кормильцем» и от того, как он работал, зависела зарплата всех сотрудников бригад. В случае поломки ремонтировали тоже сообща, своими силами. И только в совсем серьезных ситуациях отправляли паровоз в депо на починку. Сейчас практики закрепления за паровозом определенной бригады нет - ездить приходится на всех машинах.

Как вы уже поняли, сейчас именно на машиниста паровозов не учат в высших учебных заведениях. Последних машинистов выпустили в 60-70 годах прошлого века.
Осталась только одна действующая школа, имеющая аккредитацию по подготовке специалистов по направлениям «Машинист паровоза» и «Помощник машиниста паровоза», – это Курская дорожная техническая школа.

При необходимости расширения штата машинистов обычно собирают группу будущих учеников и отправляют в Курск на обучение по профессии. А кочегары, как правило, учатся при депо у действующих кочегаров.
Паровозная команда состоит из трех человек: машиниста, помощника машиниста и кочегара.
Все эти 3 человека должны понимать друг друга с полуслова и даже взгляда. Слаженность работы — очень важный аспект
Машинист ведет поезд, помощник отвечает за топку и помогает машинисту. Раньше за хорошего помощника чуть не дрались. И считали, что без него и машинист особо не нужен.

Кочегар принимает уголь, складывает в определенные места, так как для различных режимов работы двигателя нужен разный сорт угля и необходимо знать, сколько и какой именно уголь кидать в топку.
Владислав Гурницкий
Технолог 1-й категории
сектора по организации работы паровоза
— Периодические туристические поездки на паровой тяге организуются на полигонах Октябрьской, Московской, Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской, Свердловской и Северной железных дорог. Помимо этого, паровозы и машинисты принимают участие и в воспитании подрастающего поколения. Например, узкоколейные паровозы серий Гр и Кп4 знакомят юных железнодорожников с традициями и историей железной дороги. Работают эти славные паровозы на Октябрьской, Горьковской, Северной и Северо-Кавказской детских железных дорогах
А чем отличается паровоз от тепловоза и электровоза?

При управлении тепло- и электровозом у машинистов меньше свободы действий, но проще управление. Технология вождения, по которой они работают, давно уже выработана.

А вот поездки на паровозе — это всегда что-то новое. По словам самих машинистов, ни одна поездка не бывает похожа на другую. Паровоз — машина, которую нужно хорошо чувствовать. Машинист в дороге ориентируется только на 4 показателя:

1. Манометр котлового давления пара
2. Уровень воды в котле
3. Скорость
4. Давление в тормозной магистрали

Машинисты любят сравнивать ведение паровозом с игрой на музыкальном инструменте. «Хороший машинист во время движения только по одному звуку трубы понимает, насколько хорошо работает его машина».

Работа у машинистов, с одной стороны, очень романтичная, с другой — сложная. Рабочий график сменный — по 12 часов, и совсем не нормированный. Паровоз к поездке начинают готовить за 5-6 часов до отправления. Летом температура в будке может достигать 60-70 градусов. А зимой, несмотря на топку, в кабине очень холодно.

Как и везде, чтобы стать хорошим машинистом, нужна в первую очередь дисциплинированность. Во время движения машинист несет ответственность за свою жизнь, жизнь команды и пассажиров. Он должен быть готов к принятию быстрых решений и отвечать за них. И, конечно, любить паровозы. Без любви здесь не обойтись.
Но без внедрения технологий все же не обошлось. По требованию безопасности на все паровозы устанавливаются приборы регистрации: показание скорости, сигнала - все как у настоящего современного локомотива. После любой поездки сдается расшифровка скоростной ленты.

Кстати, ОАО "РЖД" наверно единственная компания, которая сама инициировала восстановление и ремонт паровозов. В других странах обычно желание починить паровоз проявляют любители-коллекционеры. Они выкупают паровоз и на свои деньги приводят его в порядок, а потом пытаются предложить сотрудничество официальным перевозчикам или получают специальное образование и в свободное от основной работы время катают туристов на специальных закрытых линиях.
Один из ремонтируемых паровозов

ОАО «РЖД» восстанавливает паровозы, так как каждый из них - часть истории железнодорожного транспорта. На данный момент в Москве постоянно идет процесс ремонта паровозов. Восстановленные паровозы отдаются на другие дороги. Под паровозы развиваются новые туристические направления.

Растет спрос на поездки и увеличивается потребность на паровозные бригады. Все взаимосвязано.
Депо Подмосковная и музей

В далеком 1901 году на Мошково-Виндавы-Рыбинской железной дороге, которая соединяла Москву с портами Балтийского моря, состоялось торжественное открытие станции Подмосковная и паровозного депо. Позже на базе депо был создан музейно-производственный комплекс, не имеющий аналогов в России: здесь музейная экспозиция совмещается с ремонтной площадкой и с сетью маршрутов действующих паровозов.

Комплекс построек включает в себя веерное паровозное депо с поворотным кругом, где век спустя после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов, а также музейную экспозицию, расположенную в чудом сохранившихся до наших времен деревянных строениях. В этом и состоит уникальность депо Подмосковная. Все здания построены в 1901 году в стиле модерн и являются единым архитектурным ансамблем, который числится в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры.
Музейно-производственный комплекс «Паровозное депо Подмосковная» является уникальным примером «живой» экспозиции. Это возможность для детей и взрослых, неравнодушных к истории, технике и железнодорожному транспорту, окунуться в атмосферу начала XX века, почувствовать запах работающих паровозов, восхититься мощью паровых локомотивов и услышать протяжный сигнальный гудок.

Чтобы оценить прелесть поездки на поезде на паровозной тяге, не обязательно быть машинистом. Поездки на ретропоездах - это отличный вариант отдыха на выходных. Для жителей и гостей Москвы и Санкт-Петербурга уже представлена широкая линейка поездок по области и ближайшим городам.
Владислав Гурницкий
Технолог 1-й категории
сектора по организации работы паровоза
— Железнодорожный туризм на паровозе - это бесценная возможность окунуться в прошлое и прикоснуться к могучей железнодорожной технике XX века, ведь каждый паровоз обладает своей богатой историей и создает невероятную атмосферу былой эпохи
Ржд Тур
Специалист по
чему-то важному
— С каждым годом экскурсионные программы паровозных туров становятся все более популярными. Что неудивительно. Специалисты компании «РЖД Тур» организуют насыщенную экскурсионную программу паровозных туров, что делает их интересными и познавательными. Можно подробно узнать об истории железных дорог России и развитии отечественного паровозостроения, посетить места, которые напрямую связаны с жизнью великих русских писателей и поэтов, с важными историческими вехами нашей страны, побывать в музеях, на интересных мероприятиях, фестивалях и посетить другие культурно-просветительские события. Поэтому такие экскурсии для детей и взрослых становятся не просто развлечением, но и позволяют приобрести новые знания
В настоящее время из Москвы ходят ретропоезда в Коломну, Тулу и Ясную Поляну, Бородино, Рязань и Константиново, Сергиев-Посад и Александров, Суздаль и Владимир а на зимних каникулах дети и их родители смогут отправиться в Великий Устюг в гости к Дедушке Морозу.

Из Санкт-Петербурга поезда с паровозами ходят в Сосновый Бор, Кострому, Великий Устюг, Гатчину и Русскеалу. А из Иркутска можно доехать на ретропоезде до Байкала.


Ржд Тур
Специалист по
чему-то важному
— Компания «РЖД Тур» организует экскурсионные паровозные туры с выездом из Москвы, Санкт-Петербурга и Иркутска.

Круглогодично организуются экскурсионные ретротуры по Кругобайкальской железной дороге. Паровозные туры «Путешествие от Иркутска до Порта Байкал» и «Путешествие от Порта Байкал до Иркутска» привлекают туристов не только возможностью насладиться великолепными пейзажами самого глубокого озера планеты, но и насыщенной, интересной экскурсионной программой. Настоящий паровоз, познавательные рассказы гида, экскурсии по уникальной станции Слюдянка, впечатляющим инженерным сооружениям и туннелям «золотой пряжки» Транссиба, посещение музея КБЖД, переправа на теплоходе у поселка Листвянка – все это дарит незабываемые впечатления туристам разных возрастов
Владислав Гурницкий
Технолог 1-й категории
сектора по организации работы паровоза
— В туристические поездки ходят несколько серий пассажирских и грузовых паровозов:

Могучие пассажирские паровозы серии П36 «Генерал», получившие свое название из-за своей торжественной окраски. Эти паровозы являются самыми прогрессивными по конструкции и удобными для локомотивных бригад;

Уникальные паровозы серии Су, которые 70 лет назад привозили поезда Победы на Белорусский вокзал и считались одними из лучших в мире;

Знаменитые паровозы серии Л - «Лебедянки».

Паровозы серии ЛВ стали последними магистральными товарными паровозами, построенными в СССР. А паровозы серии Э успели попасть в книгу рекордов Гиннеса по числу выпущенных моделей всех модификаций
И напоследок хочется добавить — путешествуйте, и любите то, чем занимаетесь