125 лет назад на железных дорогах страны появился первый специально построенный вагон-церковь
«
С расширением сети железных дорог Российской Империи в конце XIX века православным жителям отдалённых поселений Сибири не хватало храмов для духовного окормления. Решением стал первый в стране вагон-церковь. Храм был освящён ровно 125 лет назад, 11 июля 1896 года
»
Первый опыт создания вагона-церкви в стране относится к Закавказской железной дороге, и его решили распространить на Сибирскую магистраль. Годом ранее, в мае 1895 года, управляющий учебным отделом Министерства путей сообщения Российской Империи Евгений Волков в докладе главе министерства, князю Михаилу Хилкову написал:
Вопрос об устройстве церквей для потребности населения местности, по коим пройдет Сибирская железная дорога, неоднократно обсуждался в Комитете по сооружению означенной дороги, которым и приняты уже меры по постройке школ-церквей в пунктах наиболее населённых или предполагаемых к заселению. Несомненно, что устройством церквей в некоторой мере будет удовлетворена и потребность железнодорожных служащих, проживавших в таких пунктах или близко к оным. Но огромное большинство служащих на второстепенных станциях и в казармах на пути, удалённых от городов и больших селений, не могли пользоваться такими церквями или же должны были отлучаться с мест своего служения на более или менее продолжительное время для присутствия на богослужении и в особенности для говения. Между тем на Закавказской железной дороге с благословления экзарха Грузии, ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, высокопреосвященного Палладия, существует тип передвижной православной церкви-вагона, который как нельзя лучше подходит к своеобразным условиям быта железнодорожных служащих на дорогах, пролегающих по малонаселённым местам. Переезжая с места на место и останавливаясь в пунктах, где проживали железнодорожные служащие, такая церковь могла собирать к себе в праздники и дни говения, как железнодорожных служащих, так и обывателей из близлежащих деревень
Управляющий учебным отделом Министерства путей сообщения Российской Империи Евгений Волков (с 1892 по 1909 гг.)
Из коллекции Новосибирского краеведческого музея
Заместитель директора музея истории Восточно-Сибирской железной дороги, кандидат исторических наук Александр Хобта в своей работе «М.И. Хилков и вагоны-церкви Транссибирской магистрали» отмечает, что министру путей сообщения идея понравилась, и 19 мая 1895 года он обратился в правительство с ходатайством о строительстве вагона-церкви для линии Челябинск – Омск – Красноярск. И 14 ноября 1895 года было получено разрешение на строительство вагона-церкви
Князь Михаил Иванович Хилков Министр путей сообщения Российской империи с 1895 по 1905 гг. М. Л. Левенсон
Создание вагона началось на Путиловском заводе (ныне Кировский завод) в Санкт-Петербурге в ознаменование рождения великой княжны Ольги Николаевны в день её крещения – 14 ноября 1895 года. Через 8 месяцев, 11 июля 1896 года, вагон-церковь был освящён в Новом Петергофе в высочайшем присутствии в день тезоименитства императорских величеств княжон Ольги Александровны и Ольги Николаевны
Император Николай II и императрица Александра Федоровна на вокзале
РГАСПИ/ТАСС
Прессовая мастерская Путиловского завода
"История Путиловского завода 1801-1917", 1961
Паровозомеханическая мастерская Путиловского завода
"История Путиловского завода 1801-1917", 1961
Паровозомеханическая мастерская Путиловского завода
"История Путиловского завода 1801-1917", 1961
Башенная мастерская Путиловского завода
"История Путиловского завода 1801-1917", 1961
В своём дневнике император Николай II в этот день пишет:
«Первые именины нашей дорогой дочки! С утра жара стояла поразительная. В 8½ отправился с Мишей верхом, сделали хорошую прогулку. Принял гр. Палена, кот. окончил порученное ему расследование следствия по Ходынскому несчастию.
В 12½ ч. был молебен и обычный большой завтрак. Около 4 ч. поехали на станцию, где осмотрели вновь освящённый вагон-церковь для Сибирской жел. дор. – на 70 чел., очень красиво устроенный»
Император Всероссийский Николай II и его супруга, императрица Всероссийская Александра
Репродукция ТАСС
Действительно, убранство вагона, выполненное по рисункам архитектора Евгения фон Баумгартена, можно было назвать роскошным. Стены и потолок были обшиты лакированным дубом с резьбой и выжженным орнаментом на филёнках, плафон очерчивали синие и жёлтые стёкла. По девять окон с каждой стороны освещали внутреннее пространство, попасть в которое можно было через четыре одностворчатые двери. Резной дубовый иконостас отличался изящностью работы. Все иконы в вагоне написал классный художник первой степени Валериан Крюков
Журнал «Всемирная иллюстрация», 1896 год
На Царских вратах располагались иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, ниже – евангелисты, над царскими вратами – тайная вечеря. Плафон украшали резные символы Ветхого и Нового заветов и золочёные кресты, изображавшие Святой Дух. По сторонам Царских врат одна напротив другой находились местные иконы: с правой стороны – образ Воскресения Христова, с левой – Покрова Богородицы, на северной стороне – святых Иоанна Предтечи и Архидиакона Стефана, на южной – святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Сергия. Ниже солеи, у правой стороны, помещались иконы святых: блаженной княгини Ольги и царицы Александры, у левой – святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского. Алтарь венчал небольшой крест
Журнал «Всемирная иллюстрация», 1896 год
Снаружи вагон-церковь также выделялся своим видом среди всего подвижного состава. Он был окрашен в тёмно-синий цвет, лакирован и украшен резными позолоченными наличниками из жёлтого тика – дерева, устойчивого к гниению и воздействию непогоды. Западный торец вагона украшала звонница с тремя колоколами и крестом, к которой вела железная лесенка. С этого торца располагался вход в вагон, при котором с правой стороны находилось отделение со шкафом для ризницы и утвари, а с левой – помещение для парового отопления вагона. В вагоне-церкви также имелось отделение для священника
Журнал «Всемирная иллюстрация», 1896 год
В целом во время служения в вагоне могли помещаться свыше полусотни человек, а кроме того, службу могли слушать люди, находящиеся на перроне. По расчётам, сделанным перед сооружением вагона, в пунктах его остановки могли собираться прихожане, проживающие на расстоянии до 25 верст в каждую сторону. Также храмом на колёсах могли пользоваться служащие на участке до 700 вёрст пути. Предполагалось, что на каждой из 14 станций его стоянки церковь могла оставаться на одну неделю говения, а также приезжать на некоторые праздники. Вагон-церковь создали на пожертвования, общая сумма которых составила около 30 тысяч рублей. Стоимость внутренней отделки, достигавшую 20 тысяч рублей, покрыли рабочие и служащие Путиловского завода. А сооружение самого вагона с наружной отделкой за приблизительно 10 тысяч рублей было оплачено пожертвованиями Управления Сибирской железной дороги
Журнал «Всемирная иллюстрация», 1896 год
Император Николай II объявил благодарность за качественно исполненные работы при создании вагона-церкви. «Всемилостивейше повелеть соизволил объявить высочайшее его императорское величество удовольствие: чинам Управления по сооружению Сибирской железной дороги, принявшим участие в проектировании сего вагона и в надзоре за его постройкой, председателю и директорам правления Общества Путиловских заводов, а равно директору сего завода, инженеру-технологу Данилевскому и архитектору Баумгартену», – распорядился он. Первоначально вагон-церковь Святой Ольги, получивший номер 141, обращался на западносибирском участке между станциями Челябинск и Кривощёково (Новосибирск). Также он курсировал от Иркутска до Верхнеудинска и был приписан к станции Иркутск. Точная информация о том, на каких станциях и сколько времени находился вагон, отсутствует. Но из архивных данных известно, что в 1899 или 1902 году вагон-церковь поступил на строившуюся Забайкальскую железную дорогу
Карта Сибирской железной дороги 1903 года Масштаб: 300 верст в английском дюйме Томская электронная библиотека elib.tomsk.ru
Вагоны-храмы курсируют на сети железных дорог России и в наши дни. Один из них недавно обрёл место вечной стоянки на выставочной площадке исторической железнодорожной техники на станции Сеятель, в музее ЗСЖД. Западно-Сибирская железная дорога 2 августа 2001 года подарила Новосибирской епархии Русской Православной церкви пассажирский вагон постройки 1987 года, изготовленный в Германии. Дар был приурочен к 100-летию Транссибирской магистрали. Вагон переоборудовали и оформили по проекту специалистов из Свято-Троицкой Лавры в Москве. В нём имелось всё необходимое для богослужения: алтарь с престолом, иконостас, образы святых, место для клироса и колокольня
Вагон-церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая освятил 10 августа 2001 года архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Вагон-храм вошёл в состав специального миссионерского поезда вместе с медицинскими вагонами. Этот поезд в течение многих лет осуществлял благотворительную акцию «За духовное возрождение России» на территории Западно-Сибирской магистрали, а также за её пределами.
А в 2009 году на Красноярской железной дороге обычный пассажирский вагон стал преемником сибирского вагона-церкви XIX века. На средства меценатов он был переоборудован в храм. Как и его предшественник, этот миссионерский вагон был назван в честь святой равноапостольной княгини Ольги – духовной покровительницы дочери императора Николая II. Вагон-храм освятили 2 октября 2009 года на железнодорожном вокзале Красноярска. Он стал единственным в России вагоном такого рода, у которого колокольня находится не внутри, а снаружи
Вагон-храм святой равноапостольной княгини Ольги
Владимир Литвинов/ИД "Гудок"
Убранство вагона-храма святой равноапостольной княгини Ольги
Владимир Литвинов/ИД "Гудок"
Вагон-храм во имя Святителя и Чудотворца Николая
Западно-Сибирский ЦНТИБ
Вагон-церковь княгини Ольги курсировал по территории Красноярского края и Хакасии в составе поезда здоровья «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)». В декабре 2018 года в связи с истечением срока эксплуатации вагон-храм поставили на стоянку на станции Канск-Енисейский Транссибирской магистрали. Его подключили к коммуникациям на специально обустроенной площадке, и вагон продолжил свою работу уже в качестве стационарной церкви
Автор: Кирилл Сотников Редактор: Ринат Накипов Дизайн и верстка, бильд-редактор: Руслан Сухушин Заглавное фото: «Великий путь». Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги, фотограф: И. Р. Томашкевич. Красноярск, 1899 /Западно-Сибирский ЦНТИБ