СПЕЦПРОЕКТ GUDOK.RU








ЮБИЛЕЙ ЛЕГЕНДЫ
55 лет назад в первый рейс по маршруту
Владивосток — Москва отправился поезд «Россия»

«
Скорый поезд «Россия» № 002Э/001Э Владивосток — Москва курсирует по самому протяженному в мире регулярному пассажирскому маршруту. Он проносится по Транссибирской магистрали через десятки городов и более сотни станций. Уникальная особенность этого маршрута в том, что он проходит по территории одной страны и пересекает по суше почти всю Евразию. Длина этого маршрута составляет 9 288 км. Время в пути — 162-166 часов (почти 7 суток). На маршруте 145 или 134 остановки (в зависимости от направления). Самая продолжительная стоянка поезда на станции Хабаровск-1 — 70 минут. Средняя скорость поезда — 63 км/ч.

»
Поезд «Россия» проходит через 14 областей, 3 края, 1 автономную область и 1 автономный округ. Его маршрут проложен через Владимир, Нижний Новгород, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Белогорск, Хабаровск. На своем пути «Россия» пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. За время поездки поезд «Россия» проезжает через 7 часовых и несколько климатических поясов — от умеренного через континентальный до морского.

Фирменный поезд «Россия» отправился в свой первый рейс 30 сентября 1966 года. Из Рапорта № 98 руководства вагонного участка Восточного направления министру путей сообщения Б. П. Бещеву о первом рейсе фирменного поезда «Россия» 25 октября 1966 года: «В дни работы ХХIII съезда КПСС коллектив вагонного участка Восточного направления дирекции международных и туристских перевозок Московской железной дороги принял социалистическое обязательство добиться присвоения звания «лучшего фирменного поезда по сети железных дорог» поезду «Россия».

Первый состав был подготовлен 30 сентября 1966 года. Поезд имел нарядный вид: окрашенный в яркие цвета, с надписями «Россия» и «Москва — Владивосток», выполненными накладными эмалированными буквами белого цвета. Рационализаторы вагонного участка проложили в поезде телефонную связь между бригадиром-механиком и проводниками вагонов, в плацкарте титаны для приготовления чая перевели с угольного отопления на электрическое, оборудовали детское купе, в купейных вагонах установили наушники. Вагоны были обеспечены поролоновыми матрацами, шерстяными одеялами «Ноблес», жаккардовыми купейными и коридорными коврами, качественным льняным бельем. В каждом купе имелись чайник и 4 стакана с подстаканниками.

Обслуживание поезда было доверено комсомольско-молодежной бригаде имени ХV съезда ВЛКСМ под руководством механика-бригадира Пятаковой Нины Андреевны. В пути следования поездная бригада проявляла вежливость, заботу и внимание к запросам пассажиров. Через бюро добрых услуг пассажиры получали свежие газеты, журналы, художественную и политическую литературу, справки о проезде и другие услуги. Поездная бригада получила 183 письменных отзыва, пожелания, благодарности от 386 пассажиров, ехавших в этом поезде
Внешняя окраска вагонов поезда периодически менялась. В СССР она была вишневой с большими металлическими буквами, потом красной, малиновой, зеленой. С 2000 до 2010 года вагоны поезда «Россия» окрашивались в цвет триколора с трафаретом двуглавого орла.

В последние годы культовый поезд пережил серьезные изменения. До 1993 года он курсировал ежедневно. С введением в 1993 году летнего графика поезд «Россия» стал курсировать через день по нечетным числам. До июня 2001 года поезд «Россия» ходил по главному ходу Транссибирской магистрали — через Ярославль, с июня 2001 по июнь 2020 года — по Горьковскому ходу через Фрязево, Владимир и Нижний Новгород. С 9 июля 2020 года поезд временно перестал быть фирменным, так как все 15 составов поезда обновили вагонами 2019 года постройки производства ТВЗ. Для возвращения фирменности началась аттестация вагонов. Поезд также изменил свое расписание, став ежедневным с маршрутом через станции Ярославль и Кострома (фактически по маршруту отмененного поезда 99/100). По прежнему графику фирменного поезда «Россия» через Владимир и Нижний Новгород 3 раза в неделю назначен поезд № 61/62. Кроме того, поезд поменял депо приписки. Если раньше его формировали в Москве, то теперь это стали делать на другом конце страны - во Владивостоке.

Поезд «Россия» отправляется из Москвы в 00:35 и прибывает во Владивосток в 23:17, почти через 7 суток. Весь путь от станции Москва Ярославская до Владивостока занимает 6 дней 22 часа 42 минуты. В обратном направлении поезд отправляется в 16:18 и прибывает в столицу в 11:13. На весь путь от Владивостока до Москвы уходит 6 дней 18 часов 55 минут

Внешняя окраска вагонов поезда периодически менялась.
В СССР она была вишневой с большими металлическими буквами, потом красной, малиновой, зеленой. С 2000 до 2010 года вагоны поезда «Россия» окрашивались в цвет триколора с трафаретом двуглавого орла.

Проводники у фирменного поезда «Россия», 2012 г.
Антон Кавашкин / ИД «Гудок»
Проводники у фирменного поезда «Россия», 2012 г.
Антон Кавашкин / ИД «Гудок»
Подвижной состав поезда «Россия» (2019 — 2020 годов) оборудован системами климат-контроля, вендинговыми автоматами, экологически чистыми туалетами, розетками и USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. В каждом вагоне установлена душевая кабина. Двери купе снабжены электронными замками, открывающимися при помощи персональной карточки с микрочипом. В целях безопасности вагоны оборудованы видеонаблюдением и автоматической пожарной сигнализацией. Горячее питание доставляется в купе несколько раз в день (при покупке билета с питанием).

Поезд ежегодно перевозит более 300 тыс. пассажиров, в их числе немалая доля иностранных туристов


Запуск совместного проекта ОАО «РЖД» и Русского географического общества «Дорога открытий», приуроченный к 100-летию Транссибирской магистрали и 50-летнему юбилею поезда № 1/2 «Россия» Москва – Владивосток, 2016 г.

Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Начальники поезда и проводники о «России»
«Путешествие – это всегда заманчиво и интересно, это романтика и приключения, это новые открытия и новые знакомства! И наверняка можно сказать, что путешествовать в поезде «Россия» от Москвы до Владивостока — мечта многих… Что там экзотика тропических островов или европейские изыски – всего лишь маленькие клочки земли…. А тут такая ширь, такой размах, такие расстояния, что поневоле и дух захватывает, и сердце бьется в унисон пробегающим километрам. Только из окна поезда «Россия» можно оценить российские масштабы и транссибирскую мощь. А сам поезд, мчащийся по Транссибу от сердца нашей Родины до Тихого океана, уникален и легендарен!» — рассказывает проводник Сергей Веденеев, работающий на поезде «Россия».

Сергей, пожалуй, самый известный проводник в интернете. Имя железнодорожника обходит по числу запросов даже его известного тезку – футбольного тренера. На форумах интересуются, когда Сергей пойдет в рейс, чтобы купить билеты именно на эту дату. Причина такой популярности проводника проста: лучшего, чем он, экскурсовода по большому железнодорожному маршруту Москва – Владивосток просто не найти
Сергей Веденеев, проводник фирменного поезда «Россия» с 1980 года,
основатель сайта «Главный поезд страны»
Ранее «Гудок» писал, что, когда 6 июня 1980 года Сергей Веденеев впервые вышел в рейс на поезде № 1 «Россия», он был настолько поражен и восхищен огромным расстоянием и красотой тех мест, мимо которых проезжал экспресс, что решил по приезде узнать об этом маршруте как можно больше. Стал изучать историю Транссиба и станций на пути, больших и малых городов, которые видел из окна своего вагона.

А сколько впечатлений он привез из первой же поездки! В назначенный день Сергей приехал в Москву из Орла, всю дорогу волновался: как всё получится, не будут ли посмеиваться над новичком? А когда вышел на перрон Ярославского вокзала встречать пассажиров, волнение как рукой сняло, почувствовал такое воодушевление, что решил – всё у него получится.

О том, что узнавал об истории маршрута, Сергей с удовольствием рассказывал пассажирам. Вспоминает: однажды зашёл в купе предложить чаю, а пассажиры сидят и как завороженные смотрят в окно. Хотя они уже несколько суток провели в пути, пейзаж не переставал удивлять – поезд приближался к Приморью. И тут Сергей вспомнил, как писал о своих впечатлениях знаменитый путешественник Николай Пржевальский, и он зачитал пассажирам: «Странно непривычному взору видеть такое смешение форм Севера и Юга, которые сталкиваются здесь как в растительном, так и в животном мире. В особенности поражает вид ели, обвитой виноградом, или пробковое дерево и грецкий орех, растущие рядом с кедром и пихтой. Охотничья собака отыскивает вам медведя или соболя, но тут же рядом можно встретить тигра, не уступающего по величине и силе обитателю джунглей Бенгалии». Пассажиры так и продолжили путешествие – в предвкушении какого-то чуда.

Больше всего в исторических данных о поезде Сергею нравились описания убранства первых составов. В 1966 году прибыли новенькие германские вагоны, их покрасили, а на московском заводе им. Войтовича выточили буквы «Россия», и они теперь красовались на борту каждого вагона. Но, самое главное, люди стремились сделать вагоны ещё краше, уютнее. Одна из проводниц – Нина Мамо – сшила сумочки для организованного в поезде уголка добрых дел. Все вместе оборудовали детское купе – принесли игрушки и книги, карандаши и бумагу, развесили плакаты. И пассажиры были в восторге. В первых же рейсах книга отзывов заполнилась чуть ли не на треть добрыми пожеланиями. И это при том, что поезд тогда ходил дольше – около 9 суток в один конец от Москвы до Владивостока.

В книге жалоб и предложений и сегодня в основном благодарности. Одна из любимых записей у Сергея и его коллег: «Я боялась, что это будет изнурительная дорога, но вы подарили мне прекрасное путешествие! Спасибо!»

Как отмечают в Федеральной пассажирской компании, и на сегодняшний день 98% отзывов из книги жалоб и предложений поезда Москва – Владивосток — это благодарности в адрес проводников и начальника пассажирского поезда, записи о доброжелательности и качественном обслуживании.

«Это уникальный поезд, с особой историей и значением, и ему очень нужно внимание нашего руководства! У поезда большой туристический потенциал», — считает Сергей
Проводники Оксана Павленко и Алексей Горбунов уверены, что «на сегодняшний день путешествие в поезде № 1 идеальное». «У нас в поезде имеется питание для пассажиров, новый сервис «Доставка еды к поезду», WI-FI, бесплатный душ, оплата продовольственных и непродовольственных товаров при помощи QR-кода. Пассажиры отмечают комфорт и удобство нового инновационного состава, с удовольствием проводят время в вагоне-ресторане», — рассказывает Оксана Павленко.

Архивы записей и снимков проводника Сергея Веденеева легли в основу сайта «Главный поезд страны». Этот ресурс проводник вместе с сыном создали в 2005 году. Кстати, со своей супругой Сергей познакомился тоже на работе. Татьяна, как и он, была проводником.
Алексей Горбунов, проводник фирменного поезда «Россия»
Еще одна проводница поезда «Россия» – Анна Крюкова – встретила в рейсе своего будущего супруга: «Первый рейс во Владивосток запомнился тем, что значок проводника чуть не потеряла, хватилась, а его нет — булавка расстегнулась, хорошо, пассажиры тогда нашли и отдали. А рейс-то длинный какой – туда и обратно 22 дня…. Во втором рейсе нашла себе мужа. В соседнем вагоне парень симпатичный ехал, проводник, как и я, только начинал работать – Крюков Валентин Павлович, с которым прожила 28 лет. Вот 23 года как его нет».

Сайт Сергея Веденеева «Главный поезд страны» собрал множество поклонников поезда № 1. На его страницах более тысячи фотографий из рейсов, десятки статей и записок-воспоминаний, вся информация о маршруте и составах. А ещё живой форум, где незнакомые люди договариваются отправиться в путь вместе или делятся впечатлениями от своих поездок. Много и тех, кто только мечтает проехать по железной дороге через всю страну. Однажды такие романтики даже устроили виртуальную поездку: уточнили, когда Сергей отправляется в рейс, потому что хотели поехать непременно с ним, и в назначенное время «сели» в поезд – зашли на сайт. Во время остановок в других городах точно по расписанию к ним «подсаживались» люди из других городов. И всё это время «попутчики» разговаривали, обсуждали города, через которые в тот момент проезжал поезд, рассказывали истории из жизни...

Этот случай, признаётся Сергей Веденеев, его поразил и очень вдохновил: ведь людей объединила любовь к поезду, к дороге, а значит, стоит продолжать работу – показывать железнодорожную жизнь на страницах сайта, звать людей в путь.

«За 7 суток все успеваем подружиться, с некоторыми пассажирами на протяжении нескольких лет поддерживаем теплую дружескую связь. Встречаются постоянные пассажиры. Очень приятно встретить людей, которые проезжали с тобой. Встречая знакомого пассажира в составе поезда, непроизвольно появляется улыбка на лице и приятные воспоминания», — отмечает Оксана Павленко.

«Вагон – мой второй дом, а, может быть, и первый. Ведь большую часть своей жизни я провела в поезде «Россия», стараясь каждый свой рейс провести на «5», чтоб не было стыдно смотреть пассажирам в глаза… Пассажиру, переступившему порог вагона нашего поезда, уставшему от столичной суеты, необходимы уютное купе, подготовленная постель, горячий чай и вовремя сказанное приветливое слово. От таких кажущихся элементарными мелочей зависит, будет ли каждый выходящий из нашего поезда пассажир «гореть» желанием вернуться в него снова», — рассказала начальница поезда «Россия» Татьяна Кустова.

В 1980 году в честь начальника поезда «Россия» Валентина Попеля назвали родившегося ребенка. Именно он при начавшихся в поезде родах и отсутствии связи сделал все возможное и невозможное, чтобы и поезд на станции остановили, и скорая подошла вовремя. Валентин Попель перешел на Вагонный участок Восточного направления осваивать самый длинный пассажирский маршрут в ноябре 1976 года. Поезд «Россия» на целые 20 лет стал его вторым домом. С 1977 года он – уже начальник поезда «Россия». До самой пенсии он не расставался ни со своей бригадой, ни с Главным поездом страны
Фирменный поезд «Россия»
на железнодорожном мосту через реку Обь

Кирилл Кухмарь / ТАСС
Пассажиры о «России»
«Когда путешествуешь на поезде по Транссибу, такое ощущение, что покоряешь горы. Вроде никуда не карабкаешься, но от постоянной смены декораций за окном, временных поясов, городов и попутчиков возникает чувство, словно совершил восхождение на Эльбрус. Это путешествие не для слабонервных», — рассказывает автор туристических программ о Транссибирской магистрали Вероника Кузенкова.

«Поездка по самой длинной железной дороге привлекает именно самим фактом пересечения пространства. Этот маршрут интересен не только как траектория между объектами. Даже то, что во время пути за окном картинка может не меняться часами, создает нужное состояние, переворачивающее что-то внутри тебя», — признается Татьяна Соболь из Москвы («РИА Новости»).

«Это целая жизнь: ты никуда не спешишь, знакомишься с попутчиками, привыкаешь к своеобразному вагонному быту и видишь, как меняется за окном Россия, — цитирует «РИА Новости» Вячеслава Глазкова из Москвы. — Ради того, чтобы ехать несколько часов по берегам Байкала, стоит проделать путь в несколько тысяч километров».

«Впечатляет! День сегодня выдался хорошим, тёплым, солнечным, но ветреным. В этот раз окно купе, где я еду, направлено на северную сторону (когда ехал из Москвы во Владивосток, окно было на южную). Биробиджан, Бира, Облучье. Путь на Запад. Следующая остановка в Архаре. Последняя остановка на Дальневосточной железной дороге, где уже другой часовой пояс (+6 часов к московскому времени), ну а после Архары — Бурея, это уже Забайкальская железная дорога», — делится своими впечатлениями Иван Васильев в своих «Заметках путешественника от сердца нашей Родины на Дальний Восток поездом «Россия».

«Когда проводник Лариса проводила меня в купе спального вагона, замерев на пороге, я воскликнула: «Здесь лучше, чем у меня в квартире!» и бросилась обживать диваны… Кроме того, вкуснее, чем в вагоне-ресторане этого поезда, меня не кормили нигде: ни в самых изысканных московских ресторанах, ни в самой «от души» приготовленной домашней кухне. Серьезно», — пишет один из пассажиров поезда на форуме сайта «Главный поезд страны»
«При невероятном стечении обстоятельств 10.05.08 мне удалось-таки познакомиться с автором этого ресурса (сайта «Главный поезд страны» — примеч.) и впервые побывать внутри вагона повышенной комфортности «России». Сразу же отметил приветливость проводников: Сергей был рад встрече (как и мы, собственно), рассказал много интересного о поезде и о его возможном будущем…. В купе поймал себя на мысли, что не нашёл различий с прорисованным купе «виртуального тура», который выложен на сайте РЖД. Только там это было нарисовано, а тут всё можно было почувствовать. В купе ощущался домашний уют, словно ты оградился от внешней атмосферы, суеты. Умиротворённость... Англоязычные туристы в соседнем купе обсуждали новости из какой-то газеты... Сергей, спасибо ещё раз вам за вашу приветливость и отзывчивость! Мы до сих пор под впечатлением от встречи с вами!», — написал один из гостей форума сайта «Главный поезд страны».

«Я укачу Москва — Владивосток… Господи, зачем мне все это нужно? Зачем я все это придумала? Ну, неужели каждую свою затею нужно реализовывать? Поехала бы, как все, в Европу, в Мадрид или в Берлин…. Было бы все как всегда – тихо, спокойно, по правилам…. Вот такие разброд и шатание были у меня в голове, пока я ждала свой поезд Москва – Владивосток на Ярославском вокзале столицы…. Ура! Бросив взгляд на нулевой столб, отмечающий начало большого пути, я поспешила к поезду. Поезд № 1/2 «Россия» Москва – Владивосток, в просторечье «однёрка», имел странную комплектацию. Сразу за локомотивом – несколько багажных вагонов, потом начались купейные вагоны и вагоны СВ, разделенные вагоном-рестораном, и в конце состава был прицеплен один плацкартный вагон. Вагоны были выкрашены в цвета российского флага. Но самое интересное – это пассажиры. Приблизительно треть из них были иностранцами. Они ехали группами, ехали самостоятельно, кто со стандартным багажом, кто с походными, видавшими виды, рюкзаками. Их возбуждение и радость от предстоящей поездки постепенно стали передаваться и мне, я уже забыла свое стояние на вокзале. Вот и мои соседи по купе, немцы Вольфганг и Штефани – папа (лет 60) и дочка (лет 30)…. В соседнем купе ехали американцы, он и она, лет 28-30. Но «мои» немцы с ними не общались, предпочитая держаться семейного круга. В каждом купе был телевизор, по которому каждый день тематически показывали разные фильмы и сериалы. Один день — советские комедии, другой день – милицейские сериалы, третий день – психологические драмы и т. п. Но лучше бы его не было. В поезде нужно слушать стук колес, смотреть в окно, общаться с попутчиками...», — рассказывает путешественница-блогер Мария Петрова. («Шестидневное путешествие на поезде через всю Россию»)
Фирменный поезд «Россия»
с локомотивом ЭП1П на фоне озера Байкал

Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Зарубежные туристы
Для зарубежных туристов поездка по Транссибу — особая экзотика, ведь так можно прочувствовать масштабы России.

«На моей памяти всего четыре человека, которые не были туристами и ехали от Москвы до Владивостока. Где-то 60% всего состава — иностранцы. Остальные находятся в поезде не больше суток», — делится своими наблюдениями проводник поезда «Россия» Константин Мельников. Он уточняет, что иностранцы обычно не требуют особого внимания проводников: «В основном пьют и изучают просторы нашей Родины».

«Как-то раз в купейном вагоне были одни иностранцы, по-моему, англичане. Для них это было что-то невообразимое, они всем звонили и говорили: «Мы в отеле едем неделю», — вспоминает он.

«Полно туристов: и корейцы, и американцы, и немцы, даже аргентинцы. Японцы любят прокатиться в плацкартном вагоне Владивосток — Москва. Днем приезжают, а потом на этом же поезде обратно возвращаются. Но это все молодежь — такой экстрим у них. К Владивостоку очумевшие приезжают», —рассказывает проводник Дмитрий
«Ехали иностранные журналисты, а у меня в вагоне титан для кипятка был расписан под хохлому. Очень он им понравился. Пришлось немного побыть актрисой: они делали съемку на фоне этого кипятильника», — делится впечатлениями проводник поезда «Россия» Олеся Киреева.

«Иностранных пассажиров довольно много, особенного много в летний период, в основном иностранные граждане едут на озеро Байкал, при следовании в поезде пассажиры впечатлены высоким уровнем комфорта и предоставляемых услуг в поездах. Проблемы в общении возникают редко, компания разработала для нас приложение в мобильных устройствах, которое нам очень помогает при общении с пассажирами», — рассказывает проводник Алексей Горбунов.

Так, Джулия Маджони из Копенгагена написала в социальной сети, что эта поездка перевернула ее сознание: вернувшись домой, она бросила работу, перебралась в другой город и посвятила себя путешествиям. Особенно она ценит то, как много узнала о русских: «Я удивлялась, как атмосфера вагона сближает людей. Они рассказывали мне истории из личной жизни, показывали фотографии родственников, угощали сибирскими завтраками и байкальским омулем. Несмотря на незнание языка, мы отлично понимали друг друга».

Иностранные туристы часто берут в дорогу русские книги. Так, проводники поезда «Россия» видели, как туристы из Великобритании на протяжении всего пути читали «Войну и мир»
В Федеральной пассажирской компании выразили надежду, что скоро пандемия наконец-то уйдёт в прошлое, въездной туризм вернется на прежний уровень, и так полюбившийся иностранным путешественникам поезд снова повезёт их через всю нашу необъятную и прекрасную страну

Автор: Анна Булаева
Редактор: Ринат Накипов
Дизайн и верстка, бильд-редактор: Руслан Сухушин
Заглавное фото: Валерий Шарифулин / ТАСС