спецпроект gudok.ru
Детские железные дороги
Как устроена кузница кадров «РЖД»

«
Детская железная дорога — это много больше, чем развлечение выходного дня, когда семьи с детьми совершают небольшие поездки на почти игрушечных поездах. Это даже больше «школы юного железнодорожника», как привыкли называть такие дороги в разных регионах России. Детские дороги — это олицетворение всего того, чем славится «большая дорога» — стабильность, преемственность, традиции.

»
В нашей стране Детские железные дороги (ДЖД) появились в середине 30-х годов прошлого века, и с тех пор они никогда не прекращали своё движение. Новые дороги в регионах строились и в послевоенные 40-е, и в оптимистичные 50-е и 60-е, и в более поздние 70-е и 80-е. В 21 веке традиция не прервалась: новые детские дороги уже в наше время появились в Казани, Кемерове, Новосибирске и Санкт-Петербурге.

Почему идеи комсомольцев 30-х, которые строили детские дороги в свободное от работы время, остаются актуальными до сих пор? Возможно, потому, что в основе каждой дороги лежит воплощенная мечта миллионов советских, а потом и российских детей — одновременная возможность почувствовать себя и ребенком, и взрослым. Как взрослому выполнять обязанности одной из реальных профессий — машиниста, проводника, стрелочника, и как ребенку — оказаться в совершенно ином, почти сказочном, мире железных дорог, которые могут унести тебя куда-то на край света.

Детские магистрали максимально приближены к прототипу — железным дорогам общего пользования. На них, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах.

Принятые на детских магистралях правила эксплуатации также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования. На Детских железных дорогах России в данный момент функционируют в общей сложности 80 локомотивов и 224 вагона. Около 450 специалистов, в число которых входят начальники, инструкторы и старшие инструкторы, работают с учениками. Общая протяженность Детских железных дорог России составляет примерно 100 км.

Участки Детских железных дорог, нередко кольцевые, изолированы от общей сети и, как правило, не имеют особого транспортного значения. Чаще всего они проходят в городских парках и зонах отдыха. Dо время сезона их эксплуатации, дети под руководством инструкторов самостоятельно выполняют все основные работы.

В процессе обучения на ДЖД все юные железнодорожники знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: осмотрщик по станции, дежурный по переезду, поездной диспетчер, начальник поезда, бригадир поезда, начальник вокзала, дорожный мастер, электромеханик СЦБ и связи, помощник машиниста, машинист тепловоза, стрелочник, проводник вагона, ревизор, оператор поста централизации, монтер пути, бригадир пути.

Процесс обучения на ДЖД разделяется на теорию и практику: во время теоретического курса школьники приезжают на занятия один раз в неделю, где знакомятся с основными профессиями во время лекций, игр, интерактивов и посещения предприятий железнодорожного транспорта. Еженедельные занятия, которые длятся два часа, ведут опытные инструкторы. По завершении учебного года юные железнодорожники сдают промежуточную аттестацию и по ее итогам получают допуск для прохождения второго блока обучения.

Практический курс для учеников является самым интересным, занимательным и по сути выглядит как настоящая работа. Перед началом практики ребятам выдается форменная одежда в традиционных фирменных цветах РЖД. Ежегодно в летний период почти 15 тысяч обучающихся пробуют свои силы на детской, но действующей по законам «взрослой», железной дороге.

Кроме основной профориентационной программы, на ДЖД работают кружки технического творчества, 3D-моделирования и прототипирования. В кружках учащиеся осваивают элементарные приемы ручной работы с различными материалами (бумага, картон, пластик, дерево и т. д.), участвуют в изготовлении моделей и макетов, строят простейшие картонные модели в малых масштабах. С приобретением опыта ребята создают всё более сложные и интересные экспонаты. Свои достижения подростки демонстрируют на различных соревнованиях и выставках.

Детские железные дороги также называют малыми дорогами или малыми магистралями — все они входят в структуру «больших» магистралей, а те, в свою очередь, объединяет в единую сеть ОАО «Российские железные дороги».

Ростовская ДЖД
РОСТОВ-НА-ДОНУ

Год создания – 1940
Учащихся – 540
Ширина колеи – 750 мм
Протяженность – 3,922 км
Юго-Восточная ДЖД
ЛИСКИ

Год создания – 1940
Учащихся – 540
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 1,6 км
Приволжская ДЖД
ВОЛГОГРАД

Год создания – 1940
Учащихся – 540
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 1, 811 км
Для отображения информации
по Детским железным дорогам
наведите курсор на значок «Информация»
Владикавказская ДЖД
ВЛАДИКАВКАЗ

Год создания – 1968
Учащихся – 609
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 2,617 км
Малая Октябрьская железная дорога (Южный участок)
САНКТ–ПЕТЕРБУРГ

Учеников – 1300 (на оба участка)
Год создания – 2011
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 10 км
Малая Октябрьская железная дорога (Северный участок)
САНКТ–ПЕТЕРБУРГ

Учеников – 1300 (на оба участка)
Год создания – 1948
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 2 км
Восточно-Сибирская ДЖД
ИРКУТСК

Год создания – 1939
Учеников – 856
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 4,1 км
Читинская ДЖД
ЧИТА

Год создания – 1971
Учеников – 1210
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 3,75 км
Свободненская ДЖД
СВОБОДНЫЙ

Год создания – 1940
Учеников – 1120
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 10,5 км
Хабаровская ДЖД
ХАБАРОВСК

Год создания – 1958
Учеников – 700
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 2,5 км
Южно-Сахалинская ДЖД
ЮЖНО-САХАЛИНСК

Год создания – 1954
Учеников – 450
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 2 км
ДЖД в Нижнем Новгороде
НИЖНИЙ НОВГОРОД

Год создания – 1939
Учащихся – 550
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 4,1 км
Тульская ДЖД
НОВОМОСКОВСК

Год создания – 1953
Учащихся – 1256
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 2,7 км
Московская ДЖД
КРАТОВО

Год создания – 1937
Учащихся – 707
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 4,962 км
Новосибирская ДЖД
НОВОСИБИРСК

Год создания – 2005
Учеников – 1205
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 5,3 км
Кемеровская ДЖД
КЕМЕРОВО

Год создания – 2007
Учеников – 1200
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 3,72 км
Красноярская ДЖД
КРАСНОЯРСК

Год создания – 1936
Учеников – 184
Ширина колеи – 508 мм
Протяжённость – 1,3 км
Оренбургская детская дорога
им. П. А. Кобзева

ОРЕНБУРГ

Год создания – 1953
Учеников – 627
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 5,8 км
Пензенская ДЖД
ПЕНЗА

Год создания – 1985
Учеников – 334
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 2,5 км
Уфимская ДЖД
УФА

Год создания – 1953
Учеников – 367
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 1,968 км
Челябинская ДЖД
ЧЕЛЯБИНСК

Год создания – 1949
Учеников – 732
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 5,7 км
Свердловская ДЖД
им. Н. Островского
ЕКАТЕРИНБУРГ

Год создания – 1960
Учеников – 1260
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 2,41 км
Курганская ДЖД –
филиал Челябинской ДЖД

КУРГАН

Год создания – 1989
Учеников – 136
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 1,5 км
Тюменская ДЖД
ТЮМЕНЬ

Год создания – 1969
Учеников – 514
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 3,85 км
Ярославская ДЖД
ЯРОСЛАВЛЬ

Год создания – 1946
Учащихся – 840
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 5,7 км
ДЖД в Казани
КАЗАНЬ

Год создания – 2007
Учащихся – 754
Ширина колеи – 750 мм
Протяжённость – 4, 429 км
Принадлежность «малых» железных дорог региональным железным дорогам России
Ко времени распада СССР количество действующих малых железных дорог достигло 52-х
По официальным данным, первая в мире Детская железная дорога была открыта 24 июня 1935 года в Тифлисе (Тбилиси), первая же Детская железная дорога на территории современной России открылась 1 августа 1936 года в Красноярске.

За шесть предвоенных лет в стране появилось
не менее 20 подобных дорог. Многие из них затем попали в зону оккупации и были разрушены. Приостановили свою деятельность и почти все дороги в тылу. После 1945 года часть Детских железных дорог была восстановлена, появилось немало новых: следующие две волны строительства Детских железных дорог приходятся на середину 1950-х годов и 1970-е годы, после чего вновь наступило некоторое затишье. Ко времени распада СССР количество действующих малых железных дорог достигло 52-х.

Газета «Гудок» с самого начала «малого дорожного движения» освещала строительство этих магистралей — одна из первых сохранившихся публикаций была посвящена изысканиям будущей трассы Детской железной дороги между станциями Отдых и Кратово.
Детская железная дорога в подмосковном Кратове была открыта в мае 1937 года. На тот момент в СССР их было еще очень мало — только в Тифлисе, Красноярске, Днепропетровске и Гомеле. Из «ранних» железных дорог в наши дни действуют только Красноярская и Днепропетровская, остальные или закрылись, или, как в Тифлисе, стали обычным аттракционом. ДЖД в Кратове сегодня носит название Малая Московская дорога.
Все ДЖД и поныне являются узкоколейными. Ширина колеи Детской железной дороги Советского Союза составляла, как правило, 750 мм.
Это было связано с тем, что такая ширина была государственным стандартом узкоколейных железных дорог СССР, и, таким образом, ДЖД могли использовать производившийся промышленностью СССР подвижной состав и сопутствующее оборудование.

Исключением является Красноярская детская железная дорога, которая с момента основания в 1936 году и до 1961 года имела очень узкую колею — всего 305 мм, и только в 1961 году она была "перешита" на ширину колеи в 508 мм.
Своим рождением Красноярская детская железная дорога обязана людям, которые мечтали работать на железной дороге – ученикам фабрично-заводского училища Красноярского паровозоремонтного завода. Своими руками в свободное от работы и учебы время они собрали модель действующего в те времена паровоза СУ, уменьшенную в 25 раз.
В 1936 году во время первомайской демонстрации свой первый рейс по Сенной площади совершил «детский» поезд во главе с маленьким паровозом.
По сей день на Красноярской детской железной дороге эксплуатируется только самодельный подвижной состав. Локомотивы, курсирующие здесь сегодня, также являются эксклюзивным изделием мастеров локомотивного и вагонного депо станции Красноярск.
Все 25 российских Детских железных дорог, существующих ныне, несут, помимо развлекательной, образовательную функцию.

Еще одна Детская железная дорога появится в Новой Москве в 2020-2021 годах. «Ее планируется построить в районе поселения Московский. Грунты на выбранной площадке сложные, специалисты проводят гидрогеологические исследования. Проектировать дорогу начнут в этом году», – цитирует пресс-служба Стройкомплекса Москвы заявление руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина.

Так же, как детские дороги входят в состав большой компании, так и их воспитанники со временем выбирают железную дорогу как свое будущее. По официальным данным, больше половины выпускников выбирают для себя профессию железнодорожника.
Евгений Болдовский
Начальник Челябинской детской железной дороги,
с 1983 по 1988 годы — воспитанник Челябинской ДЖД
На детскую дорогу меня привели в 1983 году родители-железнодорожники. Свою учебу на Малой Южно-Уральской железной дороге я начинал с посещения железнодорожного кружка еще в те времена, когда учебные классы располагались в помещениях общежития Челябинской дортехшколы. На дороге тогда были только три станции с деревянными вокзалами и платформами, протяженность дороги составляла 4 км.

Постепенно освоил все специальности, которые тогда были на дороге, был начальником смены. Из пятнадцати профессий меня больше всего интересовала работа машиниста тепловоза. Тогда мы учились на локомотивах ТУ2, которые мне до сих пор нравятся даже больше, чем современные ТУ7А и ТУ10. И в итоге я стал «локомотивщиком».

После детской дороги я поступил в Челябинский техникум железнодорожного транспорта на специальность «Техническое обслуживание и ремонт тягового подвижного состава». Потом продолжил обучение в Уральском электромеханическом институте по специальности «Локомотивы». После окончания института в 1996 году начал свою карьеру на Южно-Уральской железной дороге, работал на различных должностях в Челябинском локомотивном депо, в службе локомотивного хозяйства ЮУЖД, Южно-Уральской дирекции по ремонту тягового подвижного состава, Южно-Уральском центре научно-технической информации, Дорпрофжеле ЮУЖД.

На Детскую железную дорогу вернулся в феврале 2016 года в качестве начальника, где с 80-х годов многое изменилось.
В 2008 году прошла масштабная реконструкция детской дороги. Сейчас у нас 5 станций и одна остановочная платформа, от деревянных станций остались лишь воспоминания – теперь они бетонные, рельсы уложены на железобетонные шпалы, новые тепловозы и вагоны. Протяженность дороги составляет 5,3 км, и это еще не предел.

Детской дороге я благодарен за многое. Во-первых, за самодисциплину. Железнодорожный кружок – полезное занятие для школьников, отрывает от безделья, учит правильному общению со сверстниками и с пассажирами. Во-вторых, за воспитание ответственности: и за выполнение работы, и за пассажиров, которых мы перевозим, включая маленьких детей. В-третьих, дорога научила быстро принимать единственное и правильное решение в стрессовых ситуациях. И главное – детская дорога мне помогла выбрать профессию.
Никита Овчинников
Департамент управления персоналом ОАО «РЖД» (ЦКАДР),
с 2007 по 2010 годы — воспитанник Новосибирской ДЖД

Во время учебы меня больше всего интересовали две специальности – «Управление процессами перевозок» и «Локомотивное хозяйство», и, соответственно, во время летней практики я «работал» дежурным по станции и машинистом тепловоза. Однако больше всего меня все же привлекала именно организация перевозок: взаимодействие с различными хозяйствами железнодорожного транспорта, составление графиков движения и общее управление масштабным процессом доставки грузов и пассажиров, поэтому я продолжил учебу в Сибирском государственном университете путей сообщения по специальности «Логистика». В итоге в моем случае прямая задача ДЖД - профориентация - сработала на 100%, ведь после окончания университета я пришел трудиться именно на железнодорожный транспорт.

И после вуза моя судьба связана с ДЖД: 2 года я трудился в должности инструктора Детской железной дороги, а с декабря 2017 года – работаю в Департаменте управления персоналом и непосредственно курирую деятельность всех Детских железных дорог.

Помимо выбора профессии, я приобрел навыки командной работы и коммуникации: с ровесниками, с пассажирами, с сотрудниками общаться приходилось по-взрослому. Ведь часто юным железнодорожникам приходится иметь дело с гостями дороги разного возраста и выходить из самых различных сложных ситуаций самостоятельно. Разумеется, в ходе такой работы приобретаются и лидерские навыки.

Немаловажный фактор – воспитательный. Во времена моей учебы у детской дороги была задача – отвлечь детей от улицы. Были ребята, которым железная дорога помогла найти правильные жизненные ориентиры.

Поддержка и развитие детского технического творчества на сегодняшний день остается важным направлением кадровой политики ОАО «РЖД». Одной из новых форм ускоренного творческого развития ребёнка на ДЖД стали детские технопарки — «Кванториумы».
«Кванториум РЖД», Иркутск
Дмитрий Дмитриев / Gudok.ru
Обучение в «Кванториуме» бесплатное и рассчитано на 3 года. Учебные классы оснащены высокотехнологичным оборудованием (металло- и деревообрабатывающие станки, компьютерная и роботизированная техника). Дети получат основные знания и навыки по выбранным направлениям (квантумам), среди которых «Промдизайнквантум», «VR/AR-квантум» (дополненная и виртуальная реальность), «IT-квантум с элементами ГЕО», «Энерджиквантум плюс Автоквантум», «Промдизайнквантум плюс VR/AR-квантум», «Хайтек».

Первый железнодорожный технопарк – «Кванториум РЖД» – открылся в ноябре 2018 года в Иркутске. Пространство для технопарка на втором этаже вокзала Детской железной дороги обустроили менее чем за год. Аудитории оснащены 3D-принтерами и сканерами, графическими планшетами, оборудованием виртуальной и дополненной реальности, ручным инструментом.

Еще один из трех первых на сети «Кванториумов» открылся на Свердловской детской железной дороге в Екатеринбурге. Обучение в нем проводится по четырем направлениям: «Промышленный дизайн», «Дополненная и виртуальная реальность», «Информационные технологии», «Хайтек». Кроме того, уникальность Свердловской детской железной дороге придает и наличие собственного Музея узкоколейной железнодорожной техники.

Детский технопарк «Кванториум»
является площадкой, оснащённой высокотехнологичным оборудованием, необходимым для прототипирования, 3D-моделирования, сканирования и печати, лазерной резки, токарной и фрезерной обработки на станках с ЧПУ, создания компьютерных приложений и для визуализации виртуального пространства. По своей сути, «Кванториумы» — продолжатели традиций обучения детей и подростков профессиональным навыкам, но на новом, более технологически продвинутом уровне.
Такие комплексы сегодня стимулируют интерес школьников к сфере инноваций и высоких технологий, вовлекают в научно-техническое творчество, повышают престиж инженерных профессий.

Новый формат профориентации привлекает с каждым днем все больше учащихся. В 2019 году планируется открытие технопарков «Кванториум» на ДЖД в Чите, Южно-Сахалинске и Свободном.

Детские железные дороги России — уникальный опыт введения детей и подростков во взрослую жизнь, в замечательную профессию железнодорожника, в единую семью РЖД. И если ваши дети мечтают стать профессионалами и посвятить свою жизнь железной дороге, то Детские железные дороги ждут их!

ДЕТСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РОССИИ — НАЙДИ СВОЮ
В настоящее время отряд юных железнодорожников ДЖД составляет 18,5 тыс. человек. Ежегодное количество выпускников – 2,6 тыс. человек. Из них до половины воспитанников становятся студентами вузов и техникумов железнодорожного транспорта и в дальнейшем приходят на работу в холдинг «РЖД»

Авторы: Анна Булаева, Олег Ромашков, Тимур Бек
Редакторы: Светлана Баулина, Руслан Сухушин
Дизайн и верстка, бильд-редактор: Руслан Сухушин