Тем не менее, уже в 1912 году в скором поезде Санкт-Петербург – Минеральные Воды в вагоне-ресторане впервые предлагались дешевые обеды для пассажиров самого массового третьего класса.
Стоил такой комплексный обед 80 копеек. Это было значительно дешевле обеда в ресторане, но почти в два раза дороже обеда в самой дорогой столовой тех времен.
Вагонов-ресторанов с кухнями обычные поезда не имели, да в них и не было необходимости. Собираясь в поездку, пассажиры обязательно брали с собой и еду: пироги, бутерброды, отварные яйца, отварное мясо и т. д. Те, кто не имел своей еды, за небольшую плату всегда могли достать чай и несложные закуски у истопников, кондукторов и уборщиков вагонов, подрабатывавших таким нехитрым бизнесом.
Шло время, в России один общественный строй сменялся другим, а вот традиции «народной» еды в дороге оставались почти неизменными.
Характерно, что и в XXI веке вагоны-рестораны не стали привычной составляющей дорожного быта. А подавляющее большинство путешественников предпочитают иные формы питания в пути. Вот как
ответили на вопрос "Едите ли вы в вагоне-ресторане в поезде?" пассажиры, опрошенные порталом tutu.ru: