спецпроект gudok.ru
Сели – поели
Что и как едят пассажиры железных дорог

«
«Пассажир очень много ест. Простые смертные по ночам не едят, но пассажир ест и ночью. Ест он жареного цыпленка, который для него дорог, крутые яйца, вредные для желудка, и маслины».

«Двенадцать стульев»
Илья Ильф, Евгений Петров

Илья Ильф и Евгений Петров, 1932 год / ТАСС
Поездка по железной дороге в России в разное время и для разных людей могла запомниться сменой красивых пейзажей за окном, наблюдением за необычными соседями по вагону или интересной беседой с попутчиком…

Но есть и то, что знакомо, памятно и близко буквально каждому – это ЕДА В ДОРОГЕ. Тем более, что с нее, как правило, все и начинается.

Давно подмечено, что приступ голода охватывает пассажира буквально с первым стуком колес. А кому не знакома картинка из вагонного быта: поезд трогается, оставляя позади вокзал и перрон с провожающими; вещи разложены по местам, пассажиры переоделись в удобную дорожную одежду, расселись по нижним полкам и понемногу приходят в себя от вокзальной суеты. Вот тут и извлекаются на свет сумки с запасенной снедью.

И уже вскоре в вагоне запахло запеченной курицей, копченой колбаской, чесночным салом, котлетами, солеными огурцами и помидорами. И все это сопровождает легкий стук вареных яиц о столики купе.

– Простите, у вас нет соли?
– Конечно, возьмите, – протягивая неизменный спичечный коробок.

Это наступает самое приятное время – время ЕДЫ В ДОРОГЕ.
Время еды в дороге
Александр Саверкин / ИД "Гудок"
Вне зависимости от эпохи, региона или вкусовых предпочтений будущий пассажир подбирает свой рацион в дальний путь примерно одинаково. Продукты должны быть: сытными; недорогими; не требовать дополнительной обработки; не занимать много места; не очень много весить; не испортиться за время пути.

И вряд ли «стартовый» обед в поезде можно объяснить только простой привычкой, традициями или стрессовой реакцией на смену обстановки. Конечно, у каждого был свой путь к заветной вагонной полке. Командировочный до последнего мог бегать по учреждениям. Кто-то на дорогу до вокзала потратил не один час с пересадками. Кто-то вынужденно просидел несколько часов в зале ожидания. Словом, в поезд среднестатистический отечественный пассажир очень часто садится основательно голодным. А под хороший разговор (или просто интересное чтение) аппетит только усиливается.
Фрагмент фильма Леонида Гайдая "Спортлото-82".
Киноконцерн "Мосфильм", 1982 год
Конечно, и сытно, и разнообразно, и даже изысканно едят в поездах многих стран мира. И все же «народная» еда в вагоне российских железных дорог обладает своей неповторимой спецификой, ароматами и вкусовыми пристрастиями.

Очевидной альтернативой «домашней» еде пассажиров логично было бы считать еду ресторанную. Но дело в том, что вагоны-рестораны в российских поездах стали использоваться не сразу и далеко не везде.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Первые вагоны-рестораны в иностранных поездах появились еще в 1860-е годы. С 1891 года их ввели и в российские составы, следующие за границу.

А вот на внутренних направлениях вагоны-рестораны стали использовать только в XX веке. При этом изначально они входили исключительно в состав скорых поездов – экспрессов и курьерских, расширяя свою географию от дороги к дороге. Да и питаться в вагонах-ресторанах могли лишь пассажиры 1 и 2 классов.
В вагоне-ресторане туристического поезда "Императорская Россия"

Александр Щербак / ТАСС
Интересный факт
Преимущества нахождения в составе поезда вагона-ресторана оценили не только пассажиры, но и, в первую очередь, железнодорожные «зайцы», путешествовавшие таким образом от станции до станции за стаканом чая.
Сохранилась весьма показательная статистика 1896 года: первым классом было перевезено 0,7 млн пассажиров, вторым – 5,1 млн, третьим – 42,4 млн.
Тем не менее, уже в 1912 году в скором поезде Санкт-Петербург – Минеральные Воды в вагоне-ресторане впервые предлагались дешевые обеды для пассажиров самого массового третьего класса.

Стоил такой комплексный обед 80 копеек. Это было значительно дешевле обеда в ресторане, но почти в два раза дороже обеда в самой дорогой столовой тех времен.

Вагонов-ресторанов с кухнями обычные поезда не имели, да в них и не было необходимости. Собираясь в поездку, пассажиры обязательно брали с собой и еду: пироги, бутерброды, отварные яйца, отварное мясо и т. д. Те, кто не имел своей еды, за небольшую плату всегда могли достать чай и несложные закуски у истопников, кондукторов и уборщиков вагонов, подрабатывавших таким нехитрым бизнесом.

Шло время, в России один общественный строй сменялся другим, а вот традиции «народной» еды в дороге оставались почти неизменными.

Характерно, что и в XXI веке вагоны-рестораны не стали привычной составляющей дорожного быта. А подавляющее большинство путешественников предпочитают иные формы питания в пути. Вот как ответили на вопрос "Едите ли вы в вагоне-ресторане в поезде?" пассажиры, опрошенные порталом tutu.ru:

В первые годы Советской власти пассажиры могли поесть в станционных ресторанах, кафе и буфетах во время длительных стоянок. Часто столы в пристанционных кафе накрывались специально к прибытию поезда. По прибытии поезда в обеденный зал врывалась оголодавшая толпа пассажиров, начинались невообразимый гвалт и суета, требования тут и там, а разносчики только успевали метаться с подносами.
Пассажиры скорого поезда Забайкальской железной дороги в вагоне-ресторане
Григорий Калачьян / фотохроника ТАСС
Однако поезда ходили все быстрее, а стоянки становились все короче, и со временем функции привокзального питания перешли к «бабушкам на перроне» с их горячими домашними пирожками, вареной картошкой с солеными огурчиками и много еще чем, выращенным или выловленным в данной местности. Все это быстро скупалось пассажирами, затаскивалось в поезд и активно поглощалось, дополняя общую атмосферу вагона новыми ароматами.
У КАЖДОЙ ДОРОГИ СВОЯ ЕДА И СВОЙ ЗАПАХ…

«Перронная торговля» за последние десятилетия претерпела изменения – от цен до доступности и выбора продуктов. Но тем интереснее сейчас вспомнить гастрономические особенности поездов прошлых времен.

Во времена бывшего СССР (и даже после) на направлениях Западной Украины на станциях ведрами продавали помидоры, яблоки и груши. В Средней Азии в поезде появлялись пахучие туркестанские дыни. Молдавия снабжала пассажиров спелыми ягодами, фруктами и молодым вином. В Слюдянке у Байкала любители рыбы закупались соленым и вяленым омулем или хариусом горячего копчения, в Бологом могли оценить вкус копченого леща, селигерского угря, купить сезонные клюкву, бруснику, грибы. А под Астраханью и вовсе из-под полы торговали осетровыми. К югу от Москвы на станции из ближайших деревень сносили утреннее молоко, творог и сметану. Осенью где-нибудь в Сухиничах вагон наполнялся запахом антоновки. А после Тулы можно было отведать тульских пряников любых форм и размеров.
Чай у проводников появился еще до революции. Но, скорее, только лишь в виде изначального травяного продукта, а не напитка. Ведь в поездах не было ни отдельной посуды, ни специальной плиты, ни кипятильника, чтобы делать заварку на месте. Титаны с кипятком появились лишь в 1946 году. Поэтому пассажиры в дорогу, помимо съестного, брали с собой медный чайник и посуду.
Егор Алеев / ТАСС
Но все это, опять же, на фоне классической жареной курочки, пирожков всех видов, котлет, картошки с жареным луком и укропом, маринованных и соленых огурцов.

Однако с давних времен всех пассажиров объединяла еще одна гастрономическая составляющая еды в дороге.

ЧАЙ (И НЕМНОГО ИСТОРИИ)
Проводница угощает чаем пассажиров фирменного поезда "Татарстан"
Евгений Логвинов / Фотохроника ТАСС

«
«Когда поезд прорезает стрелку, на полках бряцают многочисленные чайники и подпрыгивают завернутые в газетные кульки цыплята…»

«Двенадцать стульев»
Илья Ильф, Евгений Петров

Почти половину ХХ века пассажирам приходилось дожидаться остановки в пути для смены паровоза или заправки его водой, чтобы сбегать с чайником за кипятком. Для этих целей тогда на каждой большой станции были будки с вывеской «Кипяток» или «Кипятилка».
Горячая вода для чая на Сибирской железнодорожной станции
Фритьоф Нансен (да-да, тот самый), 1913 год
В кубовую выстраивалась очередь. Подходили к двум высоким бакам с кранами. На одном было написано «Горячая вода», на другом — «Холодная вода» (бачков с питьевой водой в вагонах тоже еще не было). И если до 1917 года существовала такса розлива кипятка — копейка за стакан, то в советское время кипяток стал бесплатным. И это было очень гуманно по отношению к пассажирам как со стороны власти, так и железной дороги.

Со временем прогресс полностью перевернул и технологию приготовления чая, и культуру его потребления. Но если что и объединяет эту тему теперь уже сквозь века – то это подстаканники.
«Российские железные дороги» до сих пор не отказываются от традиции чаепития в вагоне: чай подают именно в стакане с подстаканником, а не в чашке. Без вагонного стакана и подстаканника железная дорога – словно мундир без пуговицы.

А ЧТО СЕЙЧАС?

Конечно, постсоветское рыночное изобилие и появление множества неизвестных и недоступных ранее продуктов не могли не сказаться на «народном» меню российских железных дорог. Пассажир все так же голоден и готов к перекусу едва ли не постоянно с перерывом на сон. Однако классический рацион все более теснят продукция новых технологий или дань здоровому питанию. Это прекрасно видно из опроса, проведенного порталом tutu.ru
СОВЕТЫ СОВРЕМЕННОМУ ПАССАЖИРУ

Наверняка у большинства наших сограждан сложились свои привычки еды в дороге. Но что, если кто-то только открывает для себя мир железных дорог или решил как-то без разнообразить свой дорожный рацион? Возможно, тут и пригодятся советы опытного путешественника и железнодорожного блогера Сергея Сигачёва.
Сергей Сигачёв
Писатель, путешественник, исследователь транспорта и железнодорожный блогер
Список на основе личного опыта

Идеальными для дальнего пути можно считать:

1. Копчёный колбасный сыр
2. Вафельный торт к чаю
3. Сырокопчёную колбасу
4. Жареную курицу
5. Огурцы, помидоры
6. Майонез в гибкой упаковке
7. Варёные вкрутую яйца
8. Плавленый сырок в упаковке
9. Питьевой йогурт
10. Злаковые батончики
11. Соленые крекеры

В дорогу можно взять и продукты, которые нужно съесть в первые сутки пути. Это:

1. Вареная картошка
2. Полукопченая колбаса
3. Жареная рыба
4. Варёное или запеченное мясо
5. Твердый сыр
6. Паштеты в баночках

Не подходящими для питания в поезде следует признать:

1. Чеснок (из-за резкого запаха)
2. Консервы с фасолью (последующий метеоризм)
3. Копченая рыба (тоже из-за агрессивного запаха)


Примечание: хлеб, «дошираки» и завариваемые картофельные пюре выведены автором за списки в силу личных вкусовых предпочтений.

Разумеется, никакой опрос или советы постороннего не охватят всю полноту вкусовых пристрастий современного пассажира или желания попробовать в дороге «чего-нибудь вкусненького».

Порой такие необдуманные эксперименты или элементарные ошибки могут привести к нежелательным последствиям в пути. Поэтому дать рекомендации по правильному питанию в длительной поездке мы попросили главного терапевта Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД», кандидата медицинских наук Сергея Черемушкина.
Сергей Черемушкин
Главный терапевт Центральной дирекции здравоохранения — филиала ОАО «РЖД», заведующий отделением, врач-терапевт высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук
Какие продукты лучше взять с собой в дорогу?

– Считаю, что в вопросах питания (как привычного ежедневного домашнего, так и в случаях путешествий) необходимо придерживаться принципа рационализма, умеренности и здоровья.

Нужно ли брать с собой какие-либо лекарства для профилактики или реакции на расстройство?

– Всякий путешествующий, как правило, имеет при себе аптечку с определенным набором лекарств. Лучшей профилактикой диареи путешественника является тщательное мытье рук перед едой, бутилированная вода и употребление правильных продуктов питания.

Сам по себе поезд не является особенным фактором риска развития пищеварительных расстройств и ничем не отличается от обычного супермаркета или кафе. Но все же аптечку путешественника, опасающегося диареи, я бы порекомендовал укомплектовать смектой и регидроном, чтобы в случае необходимости принять меры до первой возможности обращения за медицинской помощью. Надо помнить, что практически на всех станциях на пути следования имеются медицинские пункты. Более того, система здравоохранения «РЖД-Медицина», являясь самой крупной сетью медицинских учреждений в мире, располагает возможностью оказать высококвалифицированную помощь нуждающемуся в ней путешественнику в любой точке РФ на пути следования поездов.

Какие заболевания могут обостриться из-за неправильного дорожного питания?

– В принципе, любые хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Но, как правило, пациенты хорошо ориентированы в своих заболеваниях и прекрасно знают, что им можно есть, а что нельзя. В случае сомнений я бы рекомендовал перед поездкой, особенно длительной, обратиться к своему лечащему врачу за консультацией.

Что делать, если отравление все же произошло?

– Обратиться к проводнику! При диарее принять 2 пакетика смекты и на первой же станции обратиться в медицинский пункт.

Жизнь не стоит на месте. Развиваются технологии и сфера услуг. Наверное, в России всегда будут те, кто всегда останется верен поездной кулинарной классике. Возможно, кто-то захочет упростить и удешевить свои продуктовые запасы в дорогу до уровня солдатского сухого пайка из привокзального военторга. Сейчас есть и такие возможности.

Но, может быть, кому-то захочется воспользоваться новой для России услугой и превратить свою поездку в гастрономическое путешествие: уже появился сервис, когда на некоторых маршрутах можно заказать суши, пиццу или местную еду из специального меню. Во время стоянки в нужное время ее из кафе доставят прямо к вагону.
ВМЕСТО ВЫВОДА

При всем доступном сейчас многообразии ЕДЫ В ДОРОГЕ определенно одно: есть множество людей, для которых еда и поездка по железной дороге связаны неразрывно, и они не знают ничего вкуснее обеда в поезде. А вот с этим уже очень трудно не согласиться!

Автор: Олег Ромашков
Редактор: Светлана Баулина
Дизайн и верстка, бильд-редактор: Руслан Сухушин
Заглавное фото: Сергей Гусев / пресс-служба ОАО "РЖД"