Истории любви на железной дороге
Ко Дню семьи, любви и верности



Истории любви на железной дороге
Ко Дню семьи, любви и верности
Ко Дню семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля, 250 семей железнодорожников по всей стране удостоены медалей «За любовь и верность». Награда вручается парам, состоящим в браке не менее 25 лет и получившим признание благодаря крепким семейным устоям, успешному воспитанию детей и ответственному труду. Самые красивые истории любви и самые главные секреты счастливой семьи от сотрудников компании РЖД

Медаль «За любовь и верность» учреждена в 2019 году к празднованию в России Дня семьи, любви и верности, который отмечается ежегодно 8 июля

Николай Галкин / ТАСС

БЕЛЫЙ ТАНЕЦ
Морозовск (Ростовская область), семья Пивоваровых

Ежегодно 9 мая семья Пивоваровых с Северо-Кавказской дороги отмечает не только День Победы, но и годовщину знакомства. В тот праздничный майский день 1975 года на главной площади города Морозовска Ростовской области Людмила Васильевна пригласила будущего супруга на белый танец. Так началась их история любви.
Из личного архива семьи Пивоваровых
«Как сейчас помню те массовые гуляния – объявили белый танец, и девушки стали приглашать юношей. Так мы и познакомились с будущей женой. Через какое-то время снова встретились на танцах, где потанцевать её пригласил уже я», - вспоминает Владимир Юрьевич.

Владимир и Людмила встречались год, а 15 мая 1976 года сыграли свадьбу. В браке родился сын Андрей. Окончив школу и Ростовский госуниверситет путей сообщения, Андрей Пивоваров продолжил династию железнодорожников и в настоящее время он работает в специальной службе Северо-Кавказской дороги в должности ведущего инженера.

Большую часть своей жизни Владимир Юрьевич Пивоваров посвятил работе на железной дороге. На протяжении 31 года он руководит материальным складом Базы №2 на станции Морозовская Северо-Кавказской магистрали. За добросовестный и многолетний труд железнодорожник награждён благодарностью начальника СКЖД, юбилейным наградным знаком «180 лет железным дорогам России». Людмила Васильевна трудилась в Морозовской Межрайбазе, где сначала занимала должность кладовщика, а затем стала главным бухгалтером. В 2018 году она вышла на заслуженный отдых.

Как и в любой семье, в жизни супругов Пивоваровых было всё - радость и счастье, печали и трудные жизненные ситуации. Через всё это они прошли вместе, сохранив и укрепив свои чувства. «Главное – это любить и уважать друг друга, не обижать, всегда поддерживать и проявлять терпение, - уверен Владимир Юрьевич. – Если случаются конфликтные ситуации, нужно не бежать от них, а обсуждать и решать проблемы»

Юлия Антич

ПРАЗДНИК «ПАПА ДОМА»
Нижний Новгород, семья Бакулиных

Владимир и Елена Бакулины с Горьковской дороги вместе уже 29 лет. Их брак построен на доверии и взаимопонимании.
Из личного архива семьи Бакулиных
Владимир и Елена познакомились во время учёбы в Петербургском государственном университете путей сообщения в 1988 году. Они поступили на факультет «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» и попали в одну группу.

Владимир Бакулин из семьи железнодорожников, он сразу определился с будущей профессией и поступал по целевому направлению. Елена же, по её признанию, попала в университет случайно. «Так сложились жизненные обстоятельства. Но теперь я понимаю, что, наверное, это была судьба, и всё должно было случиться именно так», – уверена она.

На четвертом курсе Елена и Владимир поженились. После окончания университета семья уехала в родной город Владимира Ижевск, где его уже ждали на предприятии. «Муж начинал работать в должности оператора дефектоскопной тележки Ижевской дистанции пути. Он стал быстро подниматься по карьерной лестнице – стал начальником Ижевской, затем Агрызской дистанций пути, потом с новым назначением мы переехали в Казань, где Владимир возглавил Казанский отдел инфраструктуры. Затем отправились в Нижний Новгород, где живём уже пять лет», – рассказывает Елена.

Сейчас Владимир Бакулин занимает должность первого заместителя начальника Горьковской дирекции инфраструктуры. Елена, следуя за мужем, работу на железной дороге также не оставляла. Она выбрала для себя экономическое направление. За 28 лет трудовой деятельности она прошла путь от экономиста на предприятии до руководителя службы, и сейчас работает заместителем начальника отдела экономики и финансов службы автоматики и телемеханики Горьковской дирекции инфраструктуры. За безупречный труд в 2020 году Елена Вячеславовна была награждена часами начальника ГЖД.

Владимир и Елена воспитали двоих сыновей. Они продолжают династию железнодорожников. Старший Сергей, окончив Уральский государственный университет путей сообщения с красным дипломом, уже работает на Горьковской железной дороге в дирекции движения. Младший Никита – студент этого же университета. «Так как муж очень много работал, у нас появился свой семейный праздник «Папа дома». В одно из воскресений мы проводили весь день вместе всей семьёй: ездили кататься на лыжах, ходили в кино, гуляли, уезжали загород. Сейчас дети уже выросли, но всё равно стараемся не забывать об этом празднике», – поделилась Елена.

В следующем году Бакулины будут отмечать юбилей – 30 лет вместе.

«Я считаю, что важно строить семейные отношения на компромиссах, доверии друг к другу и, конечно, на любви, – говорит Елена Бакулина. – Где-то я уступаю, где-то он. Этому правилу мы стараемся следовать с самого начала. Сейчас уже понимаем друга друг с полуслова».

Елена уверена, что общая профессия делает их брак только крепче. «Бывало, что мужа вызывали срочно на работу, он мог уехать внезапно ночью - для кого-то это могло стать поводом для ссор. Я же понимаю – значит, произошла какая-то чрезвычайная ситуация, и ему просто необходимо быть на посту», – рассказывает Елена Вячеславовна.

Семья Бакулиных много путешествует. У каждого в семье есть свои увлечения и хобби. Сыновья занимаются плаванием и сноубордом. Елена Вячеславовна с детства пишет стихи, увлекается рукоделием. Она не раз становилась лауреатом и победителем творческих конкурсов на Горьковской железной дороге. Увлечения Владимира Борисовича – рыбалка и пасечное дело

Виктория Гаджиева

СЕМЬЯ – ЭТО ТЫЛ И ПОДДЕРЖКА
Смоленск, семья Базаровых

8 июля в семье Базаровых двойной праздник: глава семьи Юрий празднует свое 60-летие и все отмечают День семьи, любви и верности. За долгую службу на железнодорожном транспорте Юрий Базаров прошёл путь от дежурного по станции до заместителя начальника Московской железной дороги. Почти 40 лет все радости и трудности с Юрием Иосифовичем разделяет его жена Рашида Юнусовна.
Из личного архива семьи Базаровых
Юрий Базаров из семьи железнодорожников, и когда пришло время выбирать будущую специальность, сомнений, куда поступать не было. После окончания Целиноградского техникума железнодорожного транспорта в Казахстане, в 1980 году он начал свой трудовой путь на Целинной железной дороге дежурным по станции Майкаин. А годом ранее дежурным по соседней станции Карасор после окончания дортехшколы устроилась Рашида Юнусовна.

«Мы постоянно созванивались по рабочим вопросам, докладывали: «Поезд отправился. Поезд прибыл». Голос на том конце провода мне показался очень красивым. Поэтому поехал в гости познакомиться, – вспоминает Юрий Иосифович. – Влюбились, начали встречаться, а потом меня забрали в армию».

Два года молодые люди писали друг другу письма. «Очень скучали. Помню, отправляли весточки друг другу по два раза в неделю», – рассказывает Юрий Иосифович.

23 июля 1983 года Юрий и Рашида поженились. Через год у них родилась дочь Диана, затем – сын Александр.

Юрий Базаров стремительно поднимался по карьерной лестнице. В 1990 году его назначили на должность начальника станции Павлодар Целинной железной дороги. В 1999 году он стал первым заместителем начальника Омского отделения Западно-Сибирской магистрали, а в 2005 году возглавил Смоленское отделение Московской дороги. В 2011 году стал заместителем начальника МЖД по территориальному управлению.

У Юрия Базарова множество наград: почётное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», знак «Почётный железнодорожник», Благодарность Министра путей сообщения, знаки «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет и 30 лет», юбилейная медаль «100 лет Транссибирской магистрали».

«Супруга тоже проработала на железной дороге более 30 лет. В 2017 году она вышла на пенсию с должности инспектора сектора служебных билетов Смоленского билетного бюро. Дети продолжили нашу железнодорожную династию. И у нас уже трое внуков, - рассказывает Юрий Иосифович, - Я много времени посвящаю работе, но семья – это мой тыл и поддержка».

Юрий и Рашида вместе уже 38 лет. «Мы так были воспитаны, что брак – это навсегда. У меня перед глазами был пример родителей, которые тоже прожили вместе всю жизнь. Думаю, мы с Рашидой дополняем друг друга, в этом и весь секрет», – подчеркнул Юрий Базаров

Виктория Гаджиева

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНИИ
Серов (Свердловская область), семья Ладыгиных


Супруги Ладыгины из города Серов Свердловской железной дороги в браке 29 лет. Они знакомы с самого детства – оба из семей железнодорожников и сами посвятили свою жизнь стальным магистралям.
Из личного архива семьи Ладыгиных
Аркадий и Наталья познакомились, когда им было 12 лет. Они жили в соседних домах, вместе играли, когда были детьми. После окончания школы они поняли, что не просто друзья. «Мы поженились, когда Аркадий вернулся из армии», – вспоминает Наталья Ладыгина.

Они оба из семьи железнодорожников. В 2001 году Наталья Викторовна решила попробовать себя на железной дороге, а в 2010 году туда пришёл работать Аркадий Васильевич. Сейчас он работает грузчиком склада твёрдого топлива станции Серов-Сортировочный главного материального склада Свердловской дирекции снабжения центральной дирекции закупок и снабжения, а Наталья Викторовна – машинистом насосных установок базы топлива на той же станции.

«Наши родители, бабушки и дедушки работали на железной дороге. Можно сказать, что мы третье поколение, которое здесь трудится. Сначала я не думала идти туда работать, но потом гены и семейные традиции взяли своё. Следом на дорогу пошёл муж. Свою работу мы очень любим и очень рады, что связали с ней свою жизнь», – говорит Наталья.

Супруги воспитали двоих детей. Старший сын Роман служит в федеральной службе войск национальной гвардии страны (Росгвардии), а дочь Варвара – студентка второго курса Свердловского медицинского колледжа.

Семья ведёт здоровый образ жизни. Летом каждые выходные они ездят в лес на велосипедах, а зимой катаются на лыжах и коньках. А ещё супруги Ладыгины любят путешествовать - они побывали во многих городах России и в основном ездят поездом. «Я очень боюсь летать на самолёте, поэтому всей семьёй решили, что лучше нам путешествовать поездом. Совместные поездки очень сближают, а поезд — это такая романтика. Из-за работы и других обстоятельств вся семья редко видится, а путешествия – это хорошая возможность побыть вместе», – говорит Наталья.

В следующем году Аркадий и Наталья отметят тридцатилетие совместной жизни. По их мнению, секрет успешного брака во взаимопонимании и поддержке. «Нужно любить и беречь друг друга. Когда человек знает, что его дома ждут и поддерживают, то ему будет легче и радостнее жить и работать», – уверена Наталья Викторовна

Дарья Чикиркина

УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ
Елец (Липецкая область), семья Капранчиковых

Николай и Надежда Капранчиковы вместе со студенческой скамьи. Вместе они проводят не только всё свободное, но и рабочее время – оба трудятся на Юго-Восточной магистрали. Такой образ жизни не надоедает, признаётся пара, а, напротив, ещё больше сплачивает.
Из личного архива семьи Капранчиковых
Будущие супруги познакомились, будучи студентами Воронежского техникума железнодорожного транспорта. «Когда его получше узнала, то поняла, что этот парень надёжный, ответственный и, конечно, сразу влюбились», – вспоминает Надежда Васильевна.

По окончании обучения в июне 1978 года они получили распределение на работу в Елецкую дистанцию электроснабжения Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению. А уже 26 августа сыграли свадьбу.

По словам Надежды Васильевны, её супруг – настоящий профессионал. Свою трудовую деятельность он начал в должности электромонтёра воздушных линий электропередачи, затем стал старшим электромехаником, а после его назначили начальником района электроснабжения Елецкой дистанции электроснабжения Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению, которым он руководит вот уже 39 лет. «Про таких говорят – он на своём месте, – подчеркнула Надежда Васильевна. – Он очень любит свою работу, подал немало рационализаторских предложений».

Надежда Васильевна трудится в должности электромонтёра по ремонту воздушных линий электропередачи в той же дистанции.

У Капранчиковых двое детей и трое внуков. Сыновья – Алексей и Сергей – пошли по стопам родителей, окончив Липецкий государственный технический университет по специальности «Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожном)».

Секрет счастливой семейной жизни, по мнению супругов, состоит во взаимопонимании, умении слышать друг друга, прощать и любить.

Домашние обязанности в семье Капранчинковых не делят – они всё делают вместе. У пары много общих интересов: поездки на море, просмотры старых фильмов, а также отдых на даче, где они выращивают виноград. «Хоть мы вместе даже на работе, любим проводить время друг с другом и в свободное время. У нас общие интересы, поэтому скучно не бывает», – подчеркнула Надежда Васильевна.

Ситуаций, когда благополучие семьи было бы под угрозой, у супругов не возникало. «Конечно, не бывает так, чтобы всё ровно и гладко было. Не даром народная мудрость гласит: «Жизнь прожить - не поле перейти». Но все недопонимания у нас разрешаются мирно и рационально, – отметила Надежда Васильевна. – Самое главное – мы воспитали детей достойными людьми, стали для них примерными и заботливыми родителями»

Дарья Сендерова

ВСЕГДА ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУГ ДРУГА
Барабинск (Новосибирская область), семья Михальских

Семья Михальских с Западно-Сибирской дороги 1 июля отметила очередную годовщину свадьбы – 32 года назад Ольга и Владимир создали счастливую семью.
Из личного архива семьи Михальских
Познакомились будущие супруги в Доме культуры железнодорожников в Барабинске 23 февраля 1987 года. Владимир тогда только вернулся из армии и решил посетить праздничный концерт в честь Дня защитника Отечества. Увидев Ольгу, он сразу влюбился. Спустя месяц после знакомства пара решила пожениться. Родители девушки не были против свадьбы, но поставили одно условие – сначала она должна получить диплом и только после этого можно устраивать праздник. Поэтому дату свадьбы было решено назначить на 1 июля.

В браке у Михальских родилась дочь – её назвали Еленой. Сейчас она замужем и живёт в Омске. «Мы на собственном примере показывали ей, что такое любовь и взаимное уважение. Эти ценности она перенесла и в свою семью», – рассказала Ольга Борисовна.

Супруги много лет работают на железной дороге. Владимир Александрович – машинист электровоза в эксплуатационном локомотивном депо Барабинск, Ольга Борисовна – заведующая детским садом №161 ОАО «РЖД».

Работа – очень ответственная, признаются супруги, поэтому трудятся они с полной отдачей. За профессиональные заслуги их неоднократно награждали. Так, Владимиру Александровичу вручены знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км», именные часы президента ОАО «РЖД», знак «Лучший машинист» III степени, знак «Почётный железнодорожник», Благодарность министра транспорта РФ.

У Ольги Борисовны наград не меньше – почётные грамоты президента ОАО «РЖД» и Министерства образования Новосибирской области, благодарность начальника Западно-Сибирской железной дороги, юбилейная медаль «80 лет Новосибирской области», нагрудный знак «Почётный работник воспитания РФ».

Несмотря на напряжённый рабочий график, супруги стараются как можно чаще проводить время вместе. Так, например, каждый год они ездят отдыхать на море. «Сейчас часто говорят, что в отпуск мужу и жене надо уходить в разное время, чтобы отдохнуть отдельно и соскучиться друг по другу. Но в нашей семье так не принято, мы всегда и везде ездим вместе», – подчеркнула Ольга Борисовна.

Совместно проводить время супруги любят и дома. Одно из их любимых занятий – просмотр фильмов. Часто за кинорекомендациями они обращаются к дочери.

При этом у каждого есть личное время и на свои увлечения. Уже четвертый год Владимир Александрович ходит в тренажёрный зал, а Ольга Борисовна посещает занятия по йоге и пилатесу.

1 июля супруги отметили 32 года совместной жизни и для всех пар, только начинающих строить свою семью, у них есть совет – уважать друг друга и идти на компромиссы. «В любых обстоятельствах надо поддерживать друг друга. В тяжёлые моменты человек не должен быть один», – добавил Владимир Александрович

Анастасия Дорожкина

ДОМ ДЛЯ СЕМЬИ И ДЛЯ ДРУЗЕЙ
Нижнеудинск (Иркутская область), семья Цыганковых

У каждого своё представление о счастье. Для электромехаников Тайшетского регионального центра связи Иркутской дирекции связи Ольги и Виктора Цыганковых счастье – это их дружная семья, это 35 лет, прожитые душа в душу, это двое детей, которые пошли по стопам родителей и трудятся на том же предприятии, трое внуков, и, наконец, их дом, выстроенный собственными руками.
Из личного архива семьи Цыганковых
Собираясь на производственную практику в Нижнеудинскую дистанцию сигнализации и связи Ольга, студентка Томского техникума железнодорожного транспорта, даже не предполагала, что встретит там любовь на всю жизнь. Получилось так, что в первый же день практики и студентов, и сотрудников дистанции отправили на подмогу работникам сельского хозяйства – в подшефный колхоз. В электричке напротив Ольги сел молодой и на вид серьёзный парень – электромеханик Виктор Цыганков. Ребята познакомились, разговорились. Буквально через день Виктор пригласил Ольгу в кино. Молодые люди быстро подружились.

Ольга Николаевна с улыбкой вспоминает, как Виктор смущенно признавался ей в любви… Через год, в 1986-м, влюбленные стали мужем и женой, прошел ещё год – и у Цыганковых появился первенец – Максим, а в 1989 году родилась дочка Анна.

«Виктор сразу показался мне очень надёжным, основательным человеком, – говорит Ольга Цыганкова, – наверное, именно это и стало крепким фундаментом нашего семейного счастья, позволило вместе перенести все трудности».

А трудностей у молодой семьи было немало. «Лихие девяностые» Виктор и Ольга встретили с двумя крохотными детьми. Но семья не отчаивалась – вместе обрабатывали дачный участок, так Цыганковы пережили тотальный дефицит. Но была проблема посерьёзнее. Молодая семья нуждалась в жилье. На семейном совете по жилищному вопросу Виктор был краток: «Купить квартиру нереально. Но в дистанции нам могут выделить участок под строительство дома. Будем строить сами. Друг Володя поможет подешевле купить лес». Ольга согласилась с мужем. За полгода Цыганковы выстроили дом, где живут по сей день.

Строить дом помогали друзья. «Друзья для нас значат очень много. Виктор, надо сказать, очень отзывчивый, умеет быть настоящим другом и всегда готов протянуть руку в трудную минуту. Например, когда у Володи, который помог нам с лесоматериалами и строительством, нашли тяжелое онкозаболевание, а его жена потеряла работу, потому что фабрика закрылась, мы помогали им, чем могли – то продуктами, то деньгами», – вспоминает Ольга Николаевна.

Время шло, дети Цыганковых выросли и выбрали профессию родителей. Сейчас в Тайшетском центре связи трудятся три электромеханика – Виктор, Ольга и Максим Цыганковы, там же работает техником и дочь Анна. А все вместе они – уважаемая в городе железнодорожная династия.

«Мы привыкли всё делать вместе, вместе работаем, вместе отдыхаем. В прошлые выходные, например, с детьми и внуками ездили на Удинские озера ¬– очень красивое место неподалеку от нашего города, – делится секретами счастья Ольга Цыганкова, – я очень благодарна судьбе, которая свела меня с самым замечательным на свете человеком – моим мужем и подарила мне таких хороших детей и внуков».

Владимир Константинов

СЧАСТЬЕ В ДЕТЯХ
Посёлок Уруша (Амурская область), семья Каменщиковых

Один древний китайский мудрец сказал, что в жизни самое главное – выбрать правильный путь и не ошибиться с попутчиком. Светлана и Андрей Каменщиковы в 80-е годы сделали свой выбор и не ошиблись. Сначала выбрали профессию железнодорожника, а в 1988 году встретили друг друга.
Из личного архива семьи Каменщиковых
«Встретились мы будто бы случайно, – вспоминает Светлана Юрьевна, – меня с подружкой после окончания училища направили по распределению работать на станцию Глубокий в Амурской области. И только мы вышли из поезда – увидели двух ребят, которые нам озорно подмигнули. Оказалось, я встретила свою судьбу. Одним из них был мой Андрей. Потом он признался, что сразу положил на меня глаз».

Первое время влюбленных разделяло расстояние. Светлана трудилась дежурным по станции Глубокое, а Андрей работал в депо вагонном депо на станции Уруша, но вскоре Светлана переехала в Урушу, а в 1990 году они стали мужем и женой.

«Главное в браке – это дети, – рассуждает Светлана Юрьевна, – нас Бог не обделил, у нас их пятеро». Часто мужчины хотят первого ребенка сына. А у Андрея Каменщикова – другой взгляд. «Я хотел дочь, – подключается к разговору Андрей Владимирович, – так и сказал, что сначала – няньку, а потом – ляльку, и вот у нас появились Лена, Ира, Женя, Аня, а только потом – сын, Володя». Что же касается нянек, то в многодетной семье это ремесло приходится постигать всем. Так, вагонник Андрей Каменщиков в совершенстве освоил мастерство плетения косичек дочерям. «Мы никогда не делили домашние дела на мужские и женские, – рассуждает Светлана Каменщикова, – видимо, это один из рецептов счастья в нашей большой и дружной семье».

Руководство депо и станции Уруша по возможности всегда шло навстречу многодетной семье. Например, супруги легко договорились с начальством о работе в разные смены. Видимо потому, что железнодорожники Каменщиковы всегда были на хорошем счету. Светлана Юрьевна даже смогла повысить квалификацию и заочно окончила техникум в Чите.

Старшие дочери Каменщиковых выросли, тоже обзавелись семьями. Ирина, например, преподает английский язык в частной школе, Евгения – инструктор по физподготовке в железнодорожном детском садике в родной Уруше. Сейчас у Светланы Юрьевны и Андрея Владимировича четверо внуков.

«Но вопрос воспитания детей с повестки не снят, – уточняет Андрей Владимирович, – сын только-только закончил седьмой класс. Я вышел на пенсию, сейчас основная ответственность за детей на мне». А Светлана Юрьевна продолжает работать, она, по-прежнему, дежурный по железнодорожной станции Уруша, к тому же ещё успевает заниматься общественной работой – своим опытом воспитания детей в многодетной семье она смогла поделиться с коллегами, когда стала делегатом I женского форума Забайкальской железной дороги. «Вот только на увлечения времени остаётся мало, – сетует Светлана Юрьевна, – в свободное время выращиваю цветы на даче. Хотя, пожалуй, главное наше увлечение – наша семья»

Владимир Константинов

ВЕСЁЛАЯ СЕМЬЯ
Санкт-Петербург, семья Веселовых

Первая встреча Владимира и Галины Веселовых произошла на железной дороге. С тех пор профессия и их семья неразрывно связаны.
Из личного архива семьи Веселовых
После получения образования Владимир Николаевич пришёл работать в эксплуатационное вагонное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Там к тому времени уже начала свой трудовой путь и Галина Алексеевна, попавшая в депо по распределению после окончания железнодорожного техникума.

«Понравились друг другу сразу. Начал ухаживать, дарил цветы. Галина отвечала взаимностью», – вспоминает Владимир Николаевич.

Поженились железнодорожники в 1985 году. Сначала работали в одну смену. Но после появления в семье дочек – старшей Светланы и младшей Ольги – супруги приняли решение работать в разные смены, чтобы не оставлять детей одних и без присмотра.

«Конечно, со временем, когда дочки подросли, хотелось снова работать вместе. Но каждому из нас была дорога своя смена, коллеги. Поэтому продолжаем работать, как и прежде. Тем более, сейчас уже воспитываем внука, которому тоже нужно внимание», – говорит Галина Веселова.

Оба супруга и по сей день трудятся в депо – Владимир Николаевич в должности осмотрщика-ремонтника вагонов, а Галина Алексеевна осмотрщиком вагонов. Общий стаж работы семейной пары в отрасли - 77 лет. Стаж семейной жизни – 36 лет.

Коллеги называют Веселовых дружной и любящей семьей. Они внимательные, добрые и заботливые родители, подчеркивают они.

Успевает Галина Алексеевна уделять внимание не только семье и работе. «Она стала наставником для многих молодых сотрудников. Я и сам многому у неё научился», – признается Владимир Веселов.

Взяли супруги за правило – рабочие моменты дома по возможности не обсуждать. А конфликтные ситуации в семье решают быстро. «Стараемся не заострять. Если надо – лучше уступить, – говорит Галина Веселова. – Тем более наша фамилия обзывает нас ко всему относится с улыбкой. Долго злиться и обижаться – не про нашу семью»

Виталий Маслюк

СМОТРЕТЬ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Октябрьск (Самарская область), семья Николаевых

В 2021 году семья железнодорожников Николаевых с Куйбышевской магистрали отмечает 33 года совместной жизни. Супруги проводят много времени вместе, в семье царят тёплые отношения, построенные на понимании и взаимном уважении.
Из личного архива семьи Николаевых
В семье Людмилы и Александра Николаевых есть добрая традиция – отмечать годовщину семейной жизни в кругу родных и близких, и эту приятную традицию они чтут. «За все 33 года, что мы с супругом вместе живём, ещё ни разу не было такого, чтобы мы пропустили празднование, – говорит Людмила Николаевна. – Каждый год мы собираемся своей семьёй, также в этот день к нам приезжают дальние родственники».

33 года – немалый срок для семейных отношений. Но железнодорожница уверена, что для сохранения крепкой семьи нет никаких особенных секретов. «Думаю, прозвучит банально, но, чтобы сохранять долгое время тёплые отношения, главное уметь прощать и принимать друг друга такими, какие есть. У нас в семье с этим всё хорошо», – подчеркнула она.

Трудовую деятельность на железной дороге в семье Николаевых также можно считать традицией. Людмила Николаевна – железнодорожница с 32-летним стажем. Она работает оператором по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров эксплуатационного вагонного депо Кинель Куйбышевской дирекции инфраструктуры. Её супруг Александр Анатольевич более 16 лет трудился в дистанции гражданских сооружений. Старший сын Николаевых Максим пошёл по стопам родителей и работает на железной дороге – механиком в Октябрьской дистанции сигнализации, централизации и блокировки города Сызрань. Младший сын, Савелий, этим летом окончил Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики.

По мнению Людмилы Николаевны, вступая в семейную жизнь, молодые люди должны разделять взгляды на будущее. «В семье важно смотреть не только друг на друга, а вместе в одном направлении. Это всегда правильно, – уверена она. – Оба человека должны хотеть одного и того же».

Николаевы много времени проводят вместе, всей семьёй. «Мы живём в частном доме, у нас есть бассейн, батут, и к нам каждый день приезжают и дети, и внуки, – рассказывает Людмила Николаевна. – А если кто-то не придёт, то обязательно позвонит».

Железнодорожница уверена, что совместно проведённое время укрепляет семью.

В семье, по мнению супругов, важно относиться ко всем с уважением. Это касается и детей, которых важно воспринимать как полноценных личностей. «Надо любить своих детей, обязательно уважать их позицию, – подчеркнула Людмила Николаевна. – Не стоит говорить, что всё должно быть, как я хочу, потому что я взрослая, а значит, умнее. Дети у нас сейчас все тоже умные, к их мнению важно прислушиваться. Они это очень ценят».

Благодаря этому в семье Николаевых царят хорошие отношения, взаимное уважение, и доверие. «Всё начинается с любви, – уверена пара. – Когда любишь, всё остальное оказывается не так уж сложно»

Елизавета Вишнёва

БОЛЕЕ ПОЛУВЕКА ВМЕСТЕ
Хабаровск , семья Екименко

В августе семья Екименко будет отмечать изумрудный юбилей – 55 лет вместе. Познакомившись в общежитии станции Хабаровск-2, они больше не расставались.
Из личного архива семьи Екименко
Владимир и Ольга из многодетных семей. Владимир после окончания училища в городе Облучье Еврейского автономного округа в 1962 году отправился на работу в Хабаровск. А в 1965-м из города Райчихинска Амурской области в Хабаровск приехала Ольга – поступать в медицинский институт. Но она не прошла по конкурсу и устроилась работать на грузовой двор станции Хабаровск-2, ей дали общежитие рядом.

Там на праздничном вечере общих знакомых 18-летняя Ольга и 20-летний Владимир впервые встретились. Он работал слесарем в локомотивном депо Хабаровск-2.

«Начали дружить, вместе ходили на подготовительные курсы при станции, готовились к поступлению в техникум. А через 10 месяцев, 7 августа 1966 года, уже поженились. Оба поступили в железнодорожный техникум на заочное отделение», – рассказывает Ольга Владимировна.

Молодой семье предоставили маленькую комнатку в доме с печным отоплением. Вскоре родилась дочь Татьяна. Ольге пришлось оставить учёбу в техникуме.

«Когда дочка немного подросла, я поступила в Дальневосточный университет путей сообщения на дневное отделение, – говорит Ольга Екименко. – Муж в этот момент меня, конечно, очень поддержал. Он взял большую часть домашних забот на себя, чтобы я могла учиться. Помню, сидела, готовилась ночами к экзаменам в нашей комнате всего 9 кв. м, сложно было, конечно».

В 1975 году Ольгу на три месяца отправили на курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург. Вернувшись на родную станцию Хабаровск-2, она получила должность инженера автоматизированной системы управления. С этой должности и вышла на пенсию. В общей сложности Ольга Владимировна проработала на станции Хабаровск-2 31 год, а Владимир Ефимович – 43 года, сначала слесарем, затем мастером в локомотивном депо Хабаровск-2.

«Вова – творческий человек, всегда хорошо пел, танцевал, занимал активную позицию на работе. Да и сейчас участвует в жизни ветеранской организации депо. А я другая. Может быть, поэтому мы вместе столько лет, – говорит Ольга Екименко. – И конечно, я считаю, что самое важное – это любовь, без этого никак. А после уже нужно уметь уступать друг другу, где-то перетерпеть».

Дочь Татьяна и сын Максим пошли по стопам родителей и продолжили династию железнодорожников, окончили Дальневосточный государственный университет путей сообщения и сейчас работают на ДВЖД. У супругов Екименко уже шестеро внуков.

«Когда я уезжала на учёбу в Петербург, мы с Вовой писали друг другу письма, я храню их до сих пор. В них столько любви, столько нежных слов. И я уверена, что мы смогли пронести эту любовь через всю жизнь», – считает Ольга Владимировна

Виктория Гаджиева

ПРИКИПЕЛИ ДРУГ К ДРУГУ
Калининград, семья Шевченко


Ведущий программист Калининградского информационно-вычислительного центра (ИВЦ) Александр Шевченко и начальник отдела автоматизированных систем управления инфраструктурой железнодорожного транспорта Калининградского ИВЦ Ирина Шевченко в браке уже 36 лет. Случайное знакомство на горнолыжном курорте стало для них началом большого совместного пути.
Из личного архива семьи Шевченко
Познакомились будущие супруги на курорте Приэльбрусья в декабре 1984 года. Александр Шевченко тогда работал инструктором, а Ирина приехала из Калининграда в отпуск и волею судеб попала в группу будущего мужа. Александр Юрьевич признаётся: понравилась сразу. И это чувство было взаимным.

«Всё время, что длилась путёвка Ирины, мы проводили вместе. Старались ближе узнать друг друга. К концу Ириной поездки уже точно знали, что будем вместе. Решили, что станем мужем и женой, и поехали к моим родителям знакомиться», – вспоминает Александр Шевченко.

Родители выбор своих детей поддержали. Уже в феврале 1985 года Александр и Ирина поженились. В 1986 году у них родилась дочь Мария, в 1988-м – сын Сергей.

Ирина Андреевна из большой семьи переселенцев в Калининградскую область. Её близкие родственники долгое время трудились в различных подразделениях Калининградского отделения Прибалтийской железной дороги. В 1993 году Ирина Андреевна пришла на работу в Калининградский информационно-вычислительный центр, тем самым продолжив династию железнодорожников.

«Тогда коллектив только формировался, требовались специалисты в области информационных технологий. Руководитель центра, узнав, что мой муж занимается этим, пригласил его на работу. С тех пор мы трудимся в одном коллективе. Нам это абсолютно не мешает», – рассказывает Ирина Шевченко.

По стопам родителей пошла и дочь Мария: получив образование в Петербургском университете путей сообщения, пришла работать технологом в Калининградский ИВЦ.

«Мы уже привыкли и работать вместе, и отдыхать», – подчёркивают супруги. Семейная жизнь на увлечении горными лыжами не отразилась.

«Каждый год ездим вместе, катаемся», – говорит Александр.

В семье уже подрастают трое внуков и две внучки. «Дети с удовольствием ходят в наш Музей истории Калининградской железной дороги, интересуются», – замечает Ирина Шевченко.

За 36 лет семейной жизни были различные сложные ситуации. «В первое время не обходилось без споров. Но уже сейчас разногласий возникает всё меньше. За столько времени наш брак стал только крепче – мы друг к другу прикипели», – говорит Александр Шевченко

Виталий Маслюк

ЖИТЬ В ЛЮБВИ И ДОВЕРИИ
Ярославль, семья Евлентьевых


Оксана и Николай Евлентьевы с Северной дороги вместе уже более 30 лет. Супруги признаются: создать крепкую семью им удалось благодаря безусловному доверию и взаимной любви. Поддерживая друг друга, они добились значительных успехов в работе. Так, Оксана Владимировна удостоена звания «Почётный железнодорожник». Кроме того, супруги Евлентьевы фактически положили начало новой династии железнодорожников – их дети успешно трудятся на стальных магистралях.
Из личного архива семьи Евлентьевых
Будущие супруги познакомились в 1987 году. Тогда Оксана Владимировна после окончания МИИТа по распределению отправилась в Ираельскую дистанцию пути Сосногорского отделения Северной железной дороги. Там же, в посёлке Ираель, у Николая Владимировича жили родители, к которым он приехал погостить после вахты в Нарьян-Маре. «Мне тогда был 21 год, ему – 24. Одной встречи нам хватило, чтобы понять – будем вместе всегда», – вспоминает железнодорожница.

10 июня 1988 года пара зарегистрировала брак. «Сейчас уже кажется, что мы всегда были вместе. Мы так удачно совпали, как будто пазл сложился. Дочь мне как-то сказала: «Мам, вы так смотрите друг на друга, сразу видно – вот она, настоящая любовь». Оказывается, можно жить и вообще не ссориться. Полное доверие и взаимопонимание – это про нас», – поделилась Оксана Владимировна.

Вскоре после свадьбы Николай Владимирович тоже устроился на железную дорогу – работал в Северной дирекции инфраструктуры. В настоящий момент он на заслуженном отдыхе. Оксана Владимировна сейчас трудится в Северном региональном общем центре обслуживания. «Работать в одной сфере – не сложно. Поскольку муж был больше занят техническими вопросами, а я – финансово-экономическими, мы всегда рассказывали друг другу что-то новое и познавательное», – подчеркнула Оксана Владимировна. За время работы на железнодорожном транспорте супруги Евлентьевы зарекомендовали себя грамотными и ответственными специалистами, опытными руководителями. За успешную плодотворную работу их неоднократно поощряло руководство компании.

Дети Евлентьевых пошли по стопам родителей, продолжив династию железнодорожников. Так, дочь Евгения после окончания ИрГУПСа работает в Инвестиционной службе Северной магистрали (в настоящий момент она находится в отпуске по уходу за ребёнком, которого назвали в честь деда Николаем). Сын Дмитрий, окончив Вятский социально-экономический институт, трудится в Северном региональном общем центре обслуживания.

Юлия Антич

ПРИНЦИПЫ КРЕПКИХ ОТНОШЕНИЙ
Волгоград, семья Латынцевых-Гладченко


Приволжские железнодорожники Сергей Латынцев и его супруга Инна Гладченко отметят в следующем году 30-летие совместной жизни. Познакомившись ещё в студенчестве, они сумели создать крепкую семью и вырастить троих детей, при этом оба супруга продолжают трудиться на железной дороге. Сохранять тёплые отношения на протяжении многих лет паре удаётся благодаря пониманию, поддержке, времени, которое они проводят вместе.
Из личного архива семьи Латынцевых-Гладченко
Сергей и Инна познакомились в Новосибирске, когда оба были ещё студентами. Сергей учился в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта, а Инна была студенткой Новосибирского института инженеров водного транспорта. На одном из факультативных занятий они познакомились и начали общаться, завязались романтические отношения. Поженилась пара уже в Волгограде.

Сергей работает на железной дороге 29 лет, свою трудовую деятельность на ПривЖД он начал дежурным по сортировочной горке, а сегодня занимает должность ревизора по безопасности движения поездов Приволжской железной дороги. Его профессиональные успехи отмечены руководством компании: в 2012 году он был награждён знаком «За безопасность движения».

В семье железнодорожников царят тёплые отношения. Сергей убеждён, что главные принципы, на которых строится крепкая семья, – это верность, преданность, готовность поддержать своего спутника в трудные минуты, а также понимание и принятие.

«Важно принимать свою вторую половинку такой, какая она есть, не пытаться переделать человека. Надо ценить в своём спутнике лучшие качества, которые, конечно, есть у каждого», – говорит он. Кроме того, железнодорожник отмечает, что при знакомстве важно обратить внимание и на недостатки человека: «Это поможет определиться, с чем ты готов мириться в совместной жизни долгие годы».

«И конечно, в семье никуда без любви и сопереживания, – говорит глава семьи. – Мы с моей супругой Инной живём так уже 29 лет, и это именно те представления, на которые я ориентировался, когда задумался о создании семьи, на этих принципах мы её и строим». По словам Сергея, за годы совместной жизни они с супругой сумели приспособиться и привыкнуть друг к другу, и сейчас у них уже не возникает серьёзных разногласий.

У Сергея и Инны трое детей: они вырастили двоих сыновей, Алексея и Максима, и растят 10-летнюю дочку Анну. «Дети у нас уже взрослые, – рассказывает Сергей. – у старшего сына Алексея уже своя семья, у него есть сын, у Максима – два сына. То есть у нас с супругой уже трое внуков. Так что сейчас мы в основном проводим время с дочкой. У нас в семье у каждого свои увлечения и занятия. Дочка уже тоже самодостаточная – занимается рукоделием, поделками».

Если работа позволяет, семья Сергея и Инны выезжает на загородные прогулки. Возможность проводить время вместе – один из главных принципов крепкой семьи, по словам Сергея. «У меня ненормированный рабочий день, могут в любой момент вызвать на работу даже посреди выходного дня, – говорит он. – Супруга с пониманием к этому относится. С самого первого дня, как я начал занимать руководящие должности, – а это было на следующий год после нашей свадьбы, – она приняла это и сейчас уже привыкла».

У Инны три высших образования, два из них она получила в учебных заведениях подготовки специалистов железнодорожного транспорта. Трудовой стаж Инны в железнодорожной отрасли – более 28 лет. Сейчас она работает электромехаником в Дистанции сигнализации, централизации и блокировки станции Им. М. Горького.

Сергей уверен, что, принимая решение создать семью, молодые люди не должны торопиться: надо всё взвесить, чтобы избежать разочарований в будущем.

«Я говорю больше с позиции мужчины. Он должен понять, готов ли стать главой семьи и возложить на себя ответственность за семью и будущих детей, – рассуждает Сергей. – Если мужчина морально и материально готов, то можно идти дальше».

Елизавета Вишнёва

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА СОЕДИНЯЕТ СЕРДЦА
Орск (Оренбургская область) , семья Зайцевых


Секретом своего крепкого брака семья Зайцевых из города Орска Южно-Уральской железной дороги считает любовь к стальной магистрали. Именно она свела их вместе и помогает идти по жизни.
Из личного архива семьи Зайцевых
Сергей и Наталья познакомились в 1992 году. После окончания Ртищевского техникума железнодорожного транспорта по специальности «техник-эксплуатационник» Наталья приехала работать в Орск дежурным по станции блок-пост 337-й км. В то же время на станции Кумацкая трудился Сергей. Он окончил среднее профессиональное училище города Орска по специальности «дежурный по станции 5-го класса». Молодые люди работали на одном участке, но на соседних станциях. Благодаря работе они и познакомились.

«Мы передавали друг другу сообщения об отправлении поездов. В ноябре 1992-го мы познакомились, а в феврале 1993 года поженились», – вспоминает Наталья Зайцева.

Как и у всех в то непростое время, у молодой семьи были трудности, но их это не пугало. Они вместе со всем справлялись и продолжали работать на железной дороге. Вскоре после свадьбы у молодых родились мальчики-двойняшки – Михаил и Евгений. Молодые родители с лёгкостью совместили работу и семью.

Наталья Николаевна и Сергей Архипович освоили целый ряд профессий: дежурный по станции, приёмщик поездов, приёмосдатчик груза и багажа, оператор поста централизации, дежурный станционного поста централизации, инженер по безопасности, начальник вагона-тренажёра, специалист по управлению персоналом, заместитель начальника станции. А в 2002 году Сергей и Наталья вместе поступили в Самарскую академию путей сообщений (ныне СамГУПС) на специальность «Организация и управление перевозок на транспорте». В 2008 году они получили дипломы.

«Учиться было сложно, но интересно. Мы всегда друг друга поддерживали. Например, если во время сессии заболевали дети, то ездили в университет по очереди – сначала Сергей, потом я. Плюс нам повезло с преподавательским составом – они всегда входили в наше положение и помогали», – говорит Наталья.

У супругов есть свои хобби и увлечения. Наталья вышивает, а Сергей занимается фалеристикой (наука, изучающая награды), филателией (коллекционирование и изучение почтовых марок), а также коллекционирует старые вагонные таблички. «Все мои увлечения тоже связаны с железной дорогой. Семья меня понимает и поддерживает», – говорит Сергей.

В феврале 2018 года семья Зайцевых отметила серебряную свадьбу. А в мае того же года стали бабушкой и дедушкой двух внучат.

Их сыновья тоже стали железнодорожниками. Михаил и Евгений в 2014 году окончили Оренбурский техникум железнодорожного транспорта по специальности «организация управления перевозками на транспорте». Пришли работать на железнодорожную станцию Орск составителями поездов.

Сейчас Сергей трудится дежурным по станции Орск Южно-Уральской дирекции управления движением, а Наталья работает заместителем начальника железнодорожной станции по кадрам и социальным вопросам на той же станции. На работе семью Зайцевых ценят и уважают. Все знают, что Сергей и Наталья болеют за коллектив и помогут в трудной ситуации. Сергей является наставником для молодых работников. Он помогает им адаптироваться и делится своим профессиональным опытом.

На вопрос, в чём секрет их крепкого брака, супруги Зайцевы отвечают: всё дело в любви к железной дороге.

«Мы оба любим нашу работу и готовы обсуждать её до бесконечности. Это нас и соединяет», – говорит Сергей Зайцев

Дарья Чикиркина

Заглавное фото: Антон Буценко / ТАСС