СПЕЦПРОЕКТ GUDOK.RU
Возрожденная профессия
Специальный проект «Гудка», посвященный современным машинистам паровозов

«
Машинист, словно пилот воздушного судна за штурвалом, ведет паровоз, иногда поддавая пару, пассажиры пьют чай из стаканов в фирменных подстаканниках и наслаждаются дорогой. Совсем скоро состав прибудет к месту назначения.
Но знаете ли вы, как устроена работа машиниста и что движет человеком при выборе такой специальности?
Сегодня редкая профессия «Машинист паровоза» становится всё более загадочной для людей, привыкших к электричеству и возможностям,которые оно открывает.

Благодаря тому, что ОАО «РЖД» активно развивает регулярные ретротуры по России, профессия «Машинист паровоза», которой уже более 100 лет, и она, казалось бы, осталась в прошлом, – вновь возрождается.
В нашем спецпроекте мы хотим познакомить вас с героями, которые отдали свое сердце гигантам на паровой тяге, и рассказать о российских ретротурах. Возможно, вы после прочтения статьи и не захотите стать машинистом, но отправиться в путешествие хоть раз обязательно стоит


»
За последние 10 лет на сети было восстановлено более 70 паровозов различных серий, от самого «старого» «Ъ» 1896 года постройки до самого «молодого» «ЛВ» – 1956 года.

Восстановление одного паровоза до рабочего состояния, чтобы он был готов выйти на линию, занимает почти год. Более 100 мастеров ремонтируют и обслуживают паровозы на всей территории России. Многие инструменты изготавливаются по историческим чертежам.
А кто же управляет этими самыми паровозами?
В царские времена машинистов, имеющих техническое образование, называли «механиками». При несовершенстве пути и подвижного состава того времени от профессионализма машиниста зависело всё. Далеко не каждый мог стать машинистом (фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Сегодня мы вас познакомим с представителями этой когда-то забытой, но вновь ставшей актуальной профессии. Проводником в мир паровозов для нас стал старший машинист Сергей Бендюков, который за свою любовь к старинным машинам и преданность работе с ними был награжден компанией ОАО «РЖД» грамотами за сохранение исторического наследия железных дорог и регулярное участие в выставках и мероприятиях. Впрочем, с Сергеем и вы можете познакомиться лично. Он управляет паровозом ЛВ-0182, который участвует в ретропоездках в Москве.

Паровоз для Сергея Бендюкова стал чем-то вроде члена семьи. Даже родные, когда навещают машиниста на рабочем месте, обязательно здороваются с железным гигантом, похлопывая по его обшивке. Такое отношение к паровозам было всегда. Хотя к одной машине раньше обычно прикреплялись 2-4 бригады (и один старший машинист как бригадир надо всеми), паровоз считался общим «кормильцем». И от того, как он работал, зависела зарплата всех сотрудников бригад. В случае поломки паровоз ремонтировали тоже сообща, своими силами. И только в совсем серьезных ситуациях его отправляли в депо на починку. Сейчас практики закрепления за паровозом определенной бригады нет — ездить приходится на всех машинах.
Первый отечественный паровоз был сконструирован отцом и сыном Черепановыми в 1834 году на одном из нижнетагильских заводов Демидовых. Сами изобретатели свое детище называли «пароходка», а слово «паровоз» в русский язык пришло гораздо позднее. Но для первой отечественной железной дороги между Петербургом и Царским Селом паровозы были заказаны за границей.

Чертеж первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановых, с подписью: «С натуры снимал и чертил Аммос Черепанов», 1834 г., копия (museum-nt.ru)
Работа машиниста очень романтичная, и в то же время сложная. Смена начинается задолго до самой поездки: паровоз к поездке необходимо подготовить за 5-6 часов до отправления, поэтому рабочий график – сменный, по 12 часов. По понятным причинам в старинных кабинах нет и современной системы кондиционирования. Летом температура в будке может достигать 60-70 градусов. А зимой, несмотря на топку, в кабине бывает очень холодно. Но без внедрения технологий все же не обошлось. По требованию безопасности на все паровозы устанавливаются приборы, регистрирующие скорость и сигналы – все как у настоящего современного локомотива. После любой поездки показания локомотивного скоростемера сдаются для расшифровки.
Паровозная бригада состоит из трех человек: машиниста, помощника машиниста и кочегара. Эти
три человека должны понимать друг друга с полуслова и даже взгляда. Слаженность работы –очень важный аспект
Машинист ведет поезд, помощник отвечает за топку и помогает машинисту, кочегар принимает уголь, складывает в определенные места, так как для различных режимов работы паровозного котла нужен разный сорт угля и необходимо знать, сколько и какой именно уголь кидать в топку. Ремонтируют паровоз в случае небольшой поломки тоже обычно всей бригадой. Есть даже поговорка: на паровозе найти неисправность – пять минут, а ремонтировать полчаса, в отличие от тепловоза, где искать неисправность надо полчаса, а ремонтировать – пять минут.
Сергей Бендюков
Старший машинист паровоза
— Как и везде, чтобы стать хорошим машинистом, нужна в первую очередь дисциплинированность. Во время движения машинист несет ответственность за свою жизнь, жизнь команды и пассажиров. Он должен быть готов к принятию быстрых решений и отвечать за них. И, конечно, любить паровозы. Без любви здесь не обойтись
По словам самих машинистов, ни одна поездка не похожа на другую. Паровоз – машина с характером, которую нужно хорошо чувствовать. Машинисты любят сравнивать ведение паровоза с игрой на музыкальном инструменте. Настоящий машинист во время движения только по одному звуку трубы понимает, насколько хорошо работает его машина.
Константин Досужин
Машинист локомотива
— Паровоз — очень интересная техника. Всё на основе физики, и всё действует от пара. Движение от пара, электричество от пара, воздух для работы тормозной системы — тоже от пара, даже закачка холодной воды из тендера — тоже от пара. Говорят, что паровоз ЖИВОЙ, а ведь так оно и есть!
Регулярный паровозный маршрут на участке Бологое – Осташков
Александр Рюмин/ТАСС
Эта зависимость от пара сказывается и на процессе ведения паровоза. Машинист в дороге ориентируется только на 4 показателя:

1. Котловое давление пара
2. Уровень воды в котле
3. Скорость
4. Давление в тормозной магистрали


У каждого машиниста паровоза – своя история знакомства с паровозами, которая изменила их жизнь. Так, Игоря Бехтера родители отправляли в Кривой Рог на каникулы к бабушке, которая жила в частном секторе, рядом с сортировочной станцией, где маневрово-станционную работу выполняли паровозы.
Игорь Бехтер
Машинист локомотива
— Вот там я и влюбился в этот замечательный вид транспорта на паровой тяге, часами просиживая на путях у тупиковой призмы или у гидроколонки. Мальчишеское любопытство не давало покоя, интересно было наблюдать за движением паровоза, который выпускал пар из паровых цилиндров, и как менялся выход дыма из трубы, а также издавал свистки, гудки. А сам запах сгоревшего угля до сих пор приятен и незабываем, возвращает воспоминаниями в прошлые юношеские времена. Так и определил свою будущую профессию
Но технический прогресс не стоял на месте. Мечтатели подрастали, приходили на железную дорогу и обнаруживали, что последних машинистов паровозов выучили в 60-70-х годах прошлого века. Они шли учиться на машинистов тепло- и электровозов, но детская мечта не исчезала. Новость о том, что где-то на сети начинают восстанавливать паровозное движение, стала для многих из них поводом изменить жизнь.
Школа машинистов ретропоездов
С ростом интереса на ретропоездки появилась острая необходимость в новых кадрах. Поэтому на сети РЖД в 2007 году было принято решение вновь открыть обучение машинистов паровозов. Выбор пал на старую (существующую с 1943 года) Курскую дорожную техническую школу, которая и по сей день остается единственной, где обучают этой профессии. В 2013-м она была преобразована в Курское подразделение Московского учебного центра профессиональных квалификаций.
Юрий Денисов
Начальник подразделения
— В учебных корпусах расположено 17 кабинетов, компьютерный класс. Во всех кабинетах установлены мультимедийные проекторы (3 из них с интерактивными досками). В 2018 году в Курском подразделении установили тренажеры локомотивов: электровоза ВЛ80С и тепловоза ТЭМ7А
Длительность обучения машиниста паровоза составляет 3 месяца. В программу входит изучение конструкции паровоза, устройства, особенности управления, обслуживания, а также дисциплин по охране труда, безопасности движения, автотормоза и т. д. Во второй половине курса – трехнедельная производственная практика, где полученные теоретические знания впервые применяются на деле. В конце обучения наступает волнительный момент: итоговые экзамены с выдачей свидетельства о присвоении профессии и свидетельства о праве управления паровозом
Константин Досужин
Машинист локомотива
— В нашей группе было всего три места, и попасть в эту тройку было очень сложно. Что скрывать: многие соискатели хотели учиться только из-за 5-процентной надбавки к зарплате. А мы вот с коллегой — из-за большого желания освоить это чудо техники и понять, как наши деды работали. В процессе учебы мне понравилось всё, особенно изучение устройства паровоза. Были, конечно, сложные моменты в изучении, такие, как парораспределение для паровых машин, инжектор для закачки воды. Но преподаватели были очень хорошие, да и сама школа уютная
Учащиеся в Курске, кстати говоря, не только сидят за партами: выезжают на экскурсии, в 2017 году приняли участие в открытии памятной стелы, в основание которой здешние железнодорожники замуровали послание к будущим поколениям. Для ребят, родившихся спустя много лет после окончания войны там, где был глубокий тыл, было важно увидеть места, где проходила Курская битва.


Но рано или поздно учеба заканчивается, а для успешной работы на паровозе необходим опыт. Чаще всего студенты проходят практику по управлению паровозом в Москве в депо Подмосковная. Выбор на это депо пал неслучайно, здесь созданы все условия для того, чтобы укрепить полученные знания и начать работать машинистом паровоза.
Депо Подмосковная и музей
Кажется, что XX век так и не дошел до станции Подмосковная: деревянные станционные строения в стиле русского модерна, действующая до сих пор водонапорная башня, угольный бункер, поворотный круг и локомотивное депо, из которого выглядывают носы полностью рабочих паровозов, – вот что сразу бросается в глаза, когда первый раз оказываешься в депо.

Все здания Подмосковной, построенные еще в 1901 году в стиле модерн, являются единым архитектурным ансамблем, который числится в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры.

В 2015 году в депо Подмосковная открыли музей, что превратило Подмосковную в уникальный комплекс – это одновременно действующее локомотивное депо и музей под открытым небом. На данный момент здесь в рабочем состоянии находятся свыше 20 машин.
У детей и взрослых, неравнодушных к истории, технике и железнодорожному транспорту, появилась возможность окунуться в атмосферу начала XX века, почувствовать запах работающих паровозов и услышать протяжный сигнальный гудок.

Как раз из этого депо выходят в рейсы ретропоезда, на которых отправляются в тур москвичи и жители столицы, желающие оригинально провести свой выходной день. Вот и наш корреспондент решила прокатиться на ретропоезде в Коломну.
Путешествие на ретропоезде в Коломну
Утро, Киевский вокзал. В стороне от электричек и одного «Аэроэкспресса» к отправлению готовится поезд Москва – Коломна. Вечно торопящиеся пассажиры подмосковных электричек от неожиданности притормаживают, когда видят необычный состав. И дело не в том, что он короче обычной электрички: одна машина и пара вагонов. Дело в том, что этот поезд выглядит, как декорация из исторического фильма, особенно когда паровоз подает громкий гудок, а из трубы идут огромные клубы пара. После этого даже самые торопливые прохожие останавливаются и начинают снимать раритет на камеры телефонов.

Пассажиры ретропоезда с неменьшим воодушевлением делают памятные фото на фоне паровоза в ожидании отправления. Наконец все занимают свои места, паровоз гудит и отправляется в поездку.

Вежливая проводница предлагает чай в подстаканниках. Впереди несколько часов до Коломны: всю поездку веселый гид рассказывает интересные факты о местах, мимо которых проходит путь. Дорога туда под плавный стук колес проходит быстро. После дня, наполненного экскурсиями, прогулками по городу и покупкой сувениров, обратный путь, проведенный в обсуждении впечатлений, кажется еще быстрее. Уставшие пассажиры прощаются с гидом и обещают, что обязательно вновь отправятся в новое ретропутешествие.
Паровозные туры захватывают сеть
Ретропоезд Москва — Коломна
(фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО "РЖД")
Путешествия на паровозной тяге не только всегда вызывали особый интерес и трепет у пассажиров, но и носили развлекательный характер. Обычно такие поездки были приурочены к какой-то определенной дате или событию. Например, у многих желающих в День Победы в Москве и Санкт-Петербурге была возможность увидеть паровоз в рабочем состоянии и покататься. Кроме того, можно отправиться в сезонные поездки на паровозе.
Все начало меняться несколько лет назад, когда путешествия на ретропоезде стали захватывать туристов по всему миру. В России развитием этого направления стали заниматься Федеральная пассажирская компания и «РЖД-Тур», в последние годы освоившие уже более 30 маршрутов.
Ретротур от Иркутска до Байкала
Запуск: май 2015 года

Маршрут проходит по живописной Кругобайкальской железной дороге, которую совсем недавно (в марте 2020 года) журнал Forbes включил в список самых красивых железнодорожных маршрутов мира наравне с дорогами из Норвегии, Швейцарии, Италии, Шотландии, Австрии, Индии, Японии и Австралии.

Поначалу туристы могли путешествовать вдоль берега Байкала только в теплое время года – с мая по сентябрь, но уже с 2019 года ретротуры стали еженедельными.

Наиболее активными участниками путешествий по Байкалу считаются граждане Китая – они составляют почти 50% от общего количества туристов, увидевших Байкал из окна ретропоезда. Доля граждан России и стран СНГ составляет 35,5%.

Ретротур на озеро Байкал
Александр Саверкин/ ИД «Гудок»
Пресс-служба «РЖД-Тура»: «Паровозные туры по Байкалу привлекают туристов не только возможностью насладиться великолепными пейзажами самого глубокого озера планеты, но и насыщенной, интересной экскурсионной программой. Настоящий паровоз, познавательные рассказы гида, экскурсии по уникальной станции Слюдянка, впечатляющим инженерным сооружениям и туннелям «золотой пряжки» Транссиба, посещение музея КБЖД, переправа на теплоходе у посёлка Листвянки – всё это дарит незабываемые впечатления туристам разных возрастов».
Ретротур «Рускеальский экспресс»
Запуск: июнь 2019 года

Парк «Рускеала» находится в стороне от станций Сортавала и Маткаселькя. На этом участке есть 40-километровое ответвление, ведущее в «Рускеалу». Ранее туристы пересаживались на станции Маткаселькя на автобусы. Но в 2019 году между Сортавалой и горным парком «Рускеала» начал ходить ежедневный ретропоезд «Рускеальский экспресс». Его интерьер выполнен в стиле XIX – начала XX века. Время в пути от Сортавалы до горного парка занимает один час. На конечной станции, в природном парке «Рускеала», в теплое время года для пассажиров часто проходят театральные постановки и концерты.
Поезд сформирован из пяти вагонов – четырех купейных вагонов класса «эконом» с местами для сидения и одного вагона-ресторана на 32 места, с размещением за четырехместными столиками с обслуживанием.

Интерьер вагонов выполнен в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса», в стилистике конца XIX – начала XX века.

В ассортимент вагона-ресторана входят легкие закуски, горячие и прохладительные напитки, в том числе национальной карельской кухни.

Для удобства пассажиров и экономии времени в пути следования персонал предложит приобрести входные билеты в Горный парк «Рускеала», а также предоставит справочную информацию об услугах парка

Ретротур Бологое – Осташков
Запуск: октябрь 2018 года

Маршрут Бологое – Осташков стал первым регулярным направлением для туристов, которые любят путешествовать на поездах на паровой тяге. Поездка проходит по историко-заповедной зоне Октябрьской железной дороги. Эту линию построили в 1902 – 1906 годах за счёт французского финансирования как часть магистрали Бологое – Седлец (Польша) для ведения военных действий против Германии и Австро-Венгрии. В настоящее время этой линии нет равных в России по исторической сохранности и целостности архитектурных сооружений и объектов железнодорожной инфраструктуры, которых здесь около 200. Ретропоезд Бологое - Осташков носит фирменное название «Селигер», которое выбрали сами пассажиры путем голосования.
Паровоз серии «Л» на маршруте Бологое – Осташков
Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Ретротуры в Москве
Для жителей и гостей столицы существует огромный выбор ретромаршрутов, поэтому трудно выделить какой-то один. На поезде на паровозной тяге можно поехать в тематический музей или отправится в целое приключение в соседний город. Поезда на паровозной тяге ходят по таким городам, как Коломна, Владимир, Суздаль, Рязань и Константиново. На ретропоезде можно добраться до Бородина (музей-заповедник «Бородинское поле») или Музея Военно-воздушных сил РФ в Монине.
Ретротуры в Санкт-Петербурге
Гости и жители Северной столицы также могут выбрать путешествие на любой вкус. Туроператоры предлагают широкий выбор поездок по музеям, совмещая паровозные и пешеходные прогулки. Ретропоезда ходят в Пушкин, Павловск, Выборг, Гатчину. Совсем недавно появился маршрут до Великого Новгорода.
Свыше 25 тысяч туристов в 2019 году приняли участие в уникальных паровозных турах, что на 30% больше, чем в 2018 году. Значительно увеличился и процент иностранных участников ретротуров.

В 2019 году общее количество туров по сравнению с 2018 годом увеличилось на 33%. Суммарное число участников железнодорожных экскурсий из Москвы и Санкт-Петербурга увеличилось в два раза.
Свыше 25 тысяч туристов в 2019 году приняли участие в уникальных паровозных турах, что на 30% больше, чем в 2018 году. Значительно увеличился и процент иностранных участников ретротуров.

В 2019 году общее количество туров по сравнению с 2018 годом увеличилось на 33%. Суммарное число участников железнодорожных экскурсий из Москвы и Санкт-Петербурга выросло в два раза.

Паровоз – уникальное техническое творение. Он безраздельно господствовал на железнодорожном транспорте около 120 лет. Это единственная реально существующая машина времени, которая может нас перенести в эпоху великих открытий под стук колес и могущественный звон пара. А помогает ему в этом машинист паровоза. Быть машинистом паровоза - быть еще и немного мечтателем.

Автор: Елена Аглямова
Редактор: Светлана Баулина
Дизайн и верстка, бильд-редактор: Руслан Сухушин
Заглавное фото: Александр Рюмин / ТАСС