спецпроект gudok.ru
СТРОЙКА МОЛОДЫХ
История становления студенческих отрядов

«
В минувшем году движению студенческих отрядов исполнилось 60 лет, а Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды»
отпраздновала 15-летие.
Давайте вспомним, как же все начиналось

»
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ СТУДОТРЯДОВ

Началом движения студенческих отрядов считается 1959 год, когда 339 студентов-добровольцев физического факультета Московского государственного университета во время летних каникул отправились в Казахстан, на целину. В совхозах Северо-Казахстанской области они построили 16 объектов. В 1960 году в строительстве участвовали уже 520 студентов МГУ. Они построили первую улицу в совхозе «Булаевский» Северо-Казахстанской области. Было принято решение назвать ее Университетской.

Всего за годы существования движения студенческих отрядов, с 1965 по 1991 год, в их работе приняли участие почти 13 млн человек
В 1962 году в 128 хозяйствах Казахстана работало уже почти 10 тыс. студентов из Москвы, Ленинграда и Киева. Было построено свыше девятисот сельскохозяйственных объектов, школ, жилых домов. На средства, заработанные в ходе первого Дня ударного безвозмездного труда, студенты приобрели колонну сельскохозяйственных машин, которую направили в дар Кубе. Был так же принят первый Устав студенческого строительного отряда.

В 1965 году студенческие отряды перешли на ударные комсомольские стройки, в частности, сооружение железной дороги Абакан – Тайшет.

В 1966 году общая численность бойцов студотрядов была уже более 100 тыс. человек. Этот год стал знаменательным для всего движения – в Кремлевском дворце съездов состоялся первый Всесоюзный слет студенческих отрядов. В этом же году при Министерстве транспортного строительства и Министерстве энергетики были созданы Центральные штабы студенческих отрядов.

В 1967 году появляются новые направления студенческих отрядов. Так, появился первый отряд реставраторов на территории Соловецкого монастыря, первый отряд проводников, первые отряды, работавшие на путине, на Камчатке и на Сахалине.

В 1970 году студенческие отряды вели свою деятельность на таких объектах, как Волжский и Камский автозаводы, газопроводы Север – Центр и Средняя Азия – Центр, принимали участие в строительстве железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут.

В 1974 году первые две тысячи бойцов студенческих отрядов приехали на самую известную Всесоюзную стройку страны — БАМ. Строительство этой магистрали продолжалось почти 10 лет, став символом эпохи и символом студенческих отрядов.

В 1975 году появилась традиция каждый год выбирать из числа важных исторических событий символ Всесоюзного отряда, под эгидой которого студенты будут работать следующие 12 месяцев. В 1975 году Всесоюзный студенческий отряд носил имя 30-летия Победы.

Всего за годы существования движения студенческих отрядов, с 1965 по 1991 год, в их работе приняли участие почти 13 млн человек.
Бурятская АССР. Бойцы студенческого строительного отряда "Аврора" Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта строят общежитие для строителей БАМа, 1978 год

Игорь Сабадаш /Фотохроника ТАСС
Сергей Шлендик
Начальник орловской Путевой машинной станции-104
— Сегодня то время, окутанное юношеской романтикой, вспоминается как что-то светлое, захватывающее и интересное. Несмотря даже на то, что труд был тяжелый, а климат – резко континентальный, – рассказывает начальник орловской ПМС-104 Сергей Шлендик, работавший на БАМе в 1986 году в составе студенческого строительного отряда МИИТа. – Мы начинали с рассветом, когда солнце еще не так пекло. Одна студенческая бригада занималась разрядкой температурных напряжений в рельсовых плетях, другая – подъемкой пути до проектной отметки, а третья – укладкой из камня входных и выходных отверстий водопропускных горловин. В самое жаркое время, с 14.00 до 16.00, объявляли перерыв. Кто-то шел спать, но большинство – молодость брала свое – бежали искупаться в местной речке.
Станислав Сиварев
Председатель Совета ветеранов Княжпогостской дистанции пути
— Студентам нашего института (ЛИИЖТа) попасть на БАМ было несложно – стройка была в самом разгаре, требовалась сила, и я оказался на строительстве Байкало-Амурской магистрали в 1978 году – через четыре года после начала работ. Но и желающих много, а потому отбор был серьезным. Мне шел 24-й год, после школы я получил рабочую специальность, отслужил в армии, имел водительские права, прошел обучение для работы с бензопилой. В общем, меня взяли на должность бригадира. В начале июля наш стройотряд отправился на БАМ. Из Ленинграда до Иркутска летели на самолете, потом по Ангаре и Байкалу – теплоходами на подводных крыльях «Ракета» и «Комета» и, наконец, на машинах до станции Новый Уоян. Станция – громкое название. Магистраль еще только дотянулась до Нового Уояна. Нас встретил обычный поселок.. Поскольку путевой работы не было, занимались строительной. Возводили с нуля овощехранилище: заготавливали бревна для сруба на просеке, вырубленной для ЛЭП. Меньше чем за два месяца получил более 600 рублей – уже за вычетом дороги и питания. Для студента это были серьезные деньги.
Я не стал их тратить, хотя на БАМе была возможность найти дефицитный товар, а положил на счет в банке и постепенно расходовал. Помню, что потом купил хорошую зимнюю куртку.
Хабаровский край. На участке Комсомольск – Амгунь, по которому предстоит пройти строителям БАМа, работают геодезисты, экспедиции инженерных работников Мосгипротранса. На снимке: вертолет-гигант "Ми-6" доставил домики для строителей к месту будущей магистрали

Юрий Муравин /Фотохроника ТАСС
Светлана Битлер
Заведующая отделом организационной и кадровой работы
дорпрофсожа на СЖД
— Я отправилась на БАМ студенткой МИИТа в июне 1984 года в составе студенческого отряда, который состоял из 55 парней и четырех девушек. Что нам предстоит делать, мы знали: ребятам – выравнивать железнодорожное полотно, а девушкам – готовить для отряда еду, - вспоминает заведующая отделом организационной и кадровой работы дорпрофсожа на СЖД Светлана Битлер. - Поскольку девушек требовалось немного, а работа обещала быть интересной и высокооплачиваемой, конкурс был бешеный: на четыре места в отряд претендовали 38 девушек. Ребята за свой труд получили около 2200 руб., я – в районе 2000 руб., фантастическую для молодой девушки сумму, ведь обычная зарплата в то время была 120-150 руб. Помню, купила кое-что из одежды, часть отдала родителям, но самой главной покупкой была швейная машина «Чайка» за 286 руб., на которой потом шила наряды себе, а иногда и подругам. Если бы судьба дала мне возможность вернуться на 35 лет назад, не задумываясь поехала бы на БАМ снова. Тем, кто там не был, это понять трудно. Да, тяжелая работа, да, минимум бытовых удобств… Но такой дружеской атмосферы, взаимовыручки, поддержки не было нигде. Именно поэтому бамовцы поддерживают отношения друг с другом и спустя десятилетия. К примеру, я до сих пор общаюсь со многими из нашего отряда.
НОВАЯ ИСТОРИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ. ИСТОРИЯ РСО

С распадом СССР Всесоюзный студенческий отряд исчез, но уже очень скоро появилась новая организация, занявшая эту свободную нишу.

Датой рождения движения современных студенческих отрядов следует считать 17 февраля 2004 года, когда было учреждено молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды».

С появлением РСО была разработана система окружных штабов студенческих отрядов в 8 Федеральных округах. Ежегодно стал проходить Всероссийский слет студенческих отрядов, на котором подводятся итоги работы, награждаются лучшие представители движения и обсуждаются планы на следующий год.

В первый год существования РСО было организовано 3 сводных Всероссийских студенческих отряда - это отряды, которые формируются из студентов со всей страны, и создаются они на особо значимых объектах соответствующих отраслей. Один из них был посвящен 30-летию БАМа.

В 2005 году в РСО работало более 160 тыс. студентов в составе 4,5 тыс. студенческих отрядов. Начиная с 2006 года, движение студенческих отрядов активно включилось в реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Сразу были запущены два экспериментальных проекта на территории Свердловской области. Средства, заработанные бойцом в студенческом отряде, аккумулируются на специальных счетах в банках, и после наработки 150 трудовых смен, молодые люди получают преимущественное право на получение субсидии для молодой семьи, а заработанные в студенческом отряде средства идут на первоначальный взнос при получении ипотечного кредита для приобретения жилья. Таким образом, в Свердловской области в 2006 году приобрели жилье 5 студенческих семей, а в следующем - 18 семей.

В 2008 году первые 40 бойцов студенческих отрядов Красноярского и Краснодарского краев приступили к возведению олимпийских объектов в Сочи. В течение летнего периода студенты были задействованы на строительстве горнолыжных трасс и поликлиники на Красной поляне.
Михаил Киселев
Командир Центрального штаба «Российских Студенческих Отрядов»
— «Российские железные дороги» – это наш ключевой партнер, а также крупнейший работодатель – более 10 тыс. бойцов РСО обеспечиваются работой в летнее время. Мы дорожим таким сотрудничеством.
В 2009 году приказом Минспорттуризма России был создан межведомственный совет по поддержке деятельности студенческих отрядов под председательством заместителя министра спорта, туризма и молодежной политики России Олега Рожнова. В его состав вошли и представители ОАО «РЖД».

В 2010 году в стройотрядах ОАО «РЖД» в Сочи трудилось более 1 тыс. студентов – это самая многочисленная команда стройотрядовцев на олимпийской стройке (информация из информационного сборника «Стройотряд. РЖД», 2010 год).

Сегодня бойцы РСО занимаются строительством, пассажирскими перевозками, воспитанием детей, обработкой рыбы, сбором урожая, сервисом и другими работами. Организация сотрудничает с ОАО «РЖД», ГК «Олимпстрой», ОАО «Газпром», Госкорпорацией «Росатом» и другими крупнейшими компаниями страны.

Спустя 15 лет со времени своего создания РСО заявляют: «Cтуденческие отряды – эффективная форма организации труда и профессиональной адаптации молодого специалиста».
СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ РЖД

В 70-е годы были сформированы первые отряды проводников, а стройотрядовцы принимали участие в железнодорожных стройках.

Осенью 2013 года в Омске состоялся I Всероссийский слет студенческих отрядов ОАО «РЖД». Участниками слета стали 130 представителей студотрядов железнодорожного профиля – проводники пассажирских вагонов, помощники машинистов, билетные кассиры, строительные отряды, отработавшие летний трудовой семестр 2013 года на объектах РЖД.

ОАО «РЖД» проводит системную работу по развитию движения студенческих отрядов. В ОАО «РЖД» задействованы следующие виды студотрядов:

проводники;

стройотряды;

педагогические студотряды;

медицинские (впервые появились в 2019 году);

помощники машинистов.

Согласно данным начальника отдела реализации корпоративных проектов Центра молодежных проектов ОАО «РЖД» Татьяны Рудневой, всего в 2019 году на объектах ОАО «РЖД» работали около 10 тыс. студентов.
Дмитрий Шаханов
Заместитель гендиректора ОАО «РЖД»
— Ежегодно бойцы студенческих отрядов трудятся проводниками в пассажирских поездах АО «ФПК», участвуют в строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры, работают вожатыми в отраслевых детских лагерях. В этом году у нас появились студенческие медицинские отряды – бойцы работали санитарами в учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД». Впереди у нас масштабные проекты, в частности, строительство второй очереди БАМа, возможно, ВСМ, поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве с РСО. Если кто-то из ребят в будущем заинтересуется работой в ОАО «РЖД», то знайте: двери компании для вас открыты (Всероссийский слет РСО, приуроченный к 60-летию движения).
ПРОВОДНИКИ

В 1968 году более 40 студентов Уральского электромеханического института инженеров транспорта (ныне УрГУПС) пришли на Свердловскую дорогу. Ребята работали проводниками в пассажирских поездах. Так начал свою историю первый линейный студенческий отряд проводников «Экспресс».

Отряды проводников традиционно являются самыми многочисленными. Сотрудничество АО «Федеральная пассажирская компания» с РСО началось в 2013 году. АО «ФПК» является и самым крупным работодателем у РСО. И, если 6 лет назад для работы проводниками в летний сезон было привлечено почти 1,6 тыс. человек, то в сезон 2019 года на поездах АО «ФПК» работали уже более 9 тыс. бойцов РСО. (По данным начальника отдела развития и обучения персонала АО «ФПК» Андрея Жукова, 9150 студентов).

По словам гендиректора АО «ФПК» Петра Иванова, компания придает большое значение системной работе со студенческой аудиторией. Всего за 7 лет свои силы в профессии успели попробовать более 48 тыс. студентов из 35 учебных заведений страны. А более 1,6 тыс. человек решили связать свою жизнь с железной дорогой, устроившись работать на постоянной основе.
Илья Рыжов
Проводник круглогодичного отряда «Смена»
— Я учусь на третьем курсе по специальности «Подвижной состав». У меня это лето было первым в должности проводника. Меня позвала одногруппница, которая шла записываться в этот студотряд. Она мне сказала, что будем ездить на поездах и зарабатывать деньги, и я согласился. В принципе, все нормально, мне нравится. Много новых знакомств. А учился я на проводника три месяца, с марта по май. Были и практические, и стажерские поездки. А потом нас отправили уже проводниками в регулярные рейсы. Как-то был полный вагон китайских пассажиров. С ними надо как-то договариваться, объясняться. Я вот английский понимаю, мне это помогло. Отдельными рейсами ездили в Анапу, Минеральные воды, Кисловодск. Страну посмотрел.
Как ребята попадают в студотряды проводников, нам рассказал начальник отдела развития и обучения персонала АО «ФПК» Андрей Жуков. По его словам, основной критерий отбора – «это корочка о прохождении обучения по профессии». За прохождение обучения отвечает РСО. В рамках договора они обучают студентов по профессии «Проводник пассажирского вагона». По статистике, 20-25% студентов приходят из профильных вузов. Больше 30% – из технических вузов. Также очень много из педагогических. Среди основных критериев отбора – возраст.
Ольга Губова
Студентка четвертого курса Челябинского института путей сообщения
— Попробовать себя в роли проводника мечтала с детства, но узнала, что есть возрастной ценз, и никто меня в проводники раньше 18 лет не возьмет. Поступила в институт и при первой же возможности записалась на курсы проводников – прошла отбор, медицинскую комиссию, сдала экзамены, и вот у меня за плечами уже два сезона поездок в поездах Уральского филиала ФПК.
Работают студенты как в период летних, так и зимних перевозок. При этом, если летом студенты работают во всех филиалах, зимой – в 5-6 филиалах. Больше всего студентов работает в Московском филиале ФПК – в этом году это почти 1,4 тыс. человек, Северо-Западном филиале – 1,7 тыс. человек, Уральском – 1,5 тыс., Северо-Кавказском – почти 1,2 тыс..

Требования, предъявляемые к студентам, такие же, как и к новым рядовым работникам.
Андрей Жуков
Начальник отдела развития и обучения персонала АО «ФПК»
— Для нас студотрядовцы такие же работники, как и штатные. У них и график такой же. Единственное – на фирменные поезда их не ставим. На хвостовые вагоны не рискуем ставить, так как там повышенные требования по безопасности предъявляются. И в штабные не ставим, так как подводник штабного вагона, когда начальник поезда отдыхает, его замещает. Если сравнивать обычные должностные обязанности молодого проводника, который пришел работать в компанию, и студента – то все абсолютно одинаково.
Ольга Губова
Студентка четвертого курса Челябинского института путей сообщения
— Студенты выполняют ту же работу, что и кадровые проводники. Пожалуй, студенты делают ее даже более качественно. Кадровые работники в проводниках не одно десятилетие. Накапливается усталость. А у студентов свежие силы, старание. Я, например, получаю удовольствие от работы. К студентам и кадровым проводникам одинаковые требования, никаких скидок и поблажек. Это работа. Причем работа, которая дает большой опыт общения с людьми. Осознаешь новый уровень ответственности, который никогда прежде перед тобой не стоял. В вагоне отвечаешь за все, и в первую очередь — за пассажиров.
Арина Хряпина
Студентка 3-го курса Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
— Признаюсь, каждый год жду свой трудовой семестр с нетерпением, ведь он вновь подарит море незабываемых эмоций. Люблю наблюдать пейзажи из окна поезда, слушать стук колес и видеть улыбки на лицах пассажиров. Уже после первого сезона, который прошел в Санкт-Петербурге, я стала методистом отряда. И моя студенческая жизнь заиграла яркими красками: конкурсы, новые друзья, костры, песни под гитару, самые запоминающиеся слеты – всего даже не перечислить
Ежегодно руководители АО «ФПК» принимают участие во Всероссийском слете студенческих отрядов. В 2018 году совместно с РСО был организован и проведен первый Всероссийский слет студенческих отрядов проводников. Слет проходил в Новосибирске, в нем приняли участие более 300 студентов из 34 регионов России.
Петр Иванов
Генеральный директор АО «ФПК»
— Для нас как для работодателя взаимодействие со студенческой аудиторией необходимо с точки зрения подготовки квалифицированных кадров. Для ребят это определенный этап взросления, возможно, первый опыт самостоятельной деятельности, а также прекрасная возможность увидеть свою страну.
Кроме АО «ФПК», на работу проводников студентов принимает также и Дирекция скоростного сообщения ОАО «РЖД».
Илья Терехин
Начальник Управления воспитательной работы и производственного обучения Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
— В 2019 году мы заключили договор с Дирекцией скоростных сообщений – филиала ОАО «РЖД» о подготовке проводников на высокоскоростной поезд «Сапсан» Москва – Санкт-Петербург. В этом году мы готовим группу из 25 человек. Для работы на высокоскоростных поездах «Сапсан» имеются повышенные требования к внешнему виду, знанию английского языка и коммуникативным навыкам. В этом году конкурс был четыре человека на одно место. Отбор был серьезный. Для тех, кто не прошел, имеется шанс показать себя в новом наборе. С этого года ПГУПС стал центром подготовки проводников по Санкт-Петербургу. Мы теперь готовим не только наших студентов, но и студентов из других вузов и колледжей. На ближайшие пять лет мы ставим для себя задачу — полностью закрыть потребность в проводниках у Северо-Западного филиала ФПК.
СТРОЙОТРЯДЫ

В 2009 году на возводимых ОАО «РЖД» объектах транспортной инфраструктуры зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи были задействованы 150 студентов железнодорожных и строительных вузов. Опыт ОАО «РЖД» по возрождению и развитию движения студенческих отрядов представлен в сборнике «Стройотряд. РЖД». Это информационный сборник об отрядах, работавших на строительстве объектов транспортной инфраструктуры Игр 2014 года в Сочи.

В 2010 году участниками стройотрядов ОАО «РЖД» стали 1048 студентов со всей нашей страны, а также из Армении и Казахстана. Кроме того, по приглашению ОАО «РЖД» Сочи посетили представители железнодорожных администраций Латвии, Литвы, Эстонии и Украины, которые ознакомились с ходом проведения летнего трудового семестра.

В 2012 году в трудовом семестре приняли участие 580 студентов из 10 стран: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Узбекистана, Украины и Эстонии.

Летний трудовой семестр 2012 года вошел в историю студенческих строительных отрядов как интернациональный, охвативший наибольшее количество государств, собравший самый большой международный студенческий отряд.
Александр Градский "Яростный стройотряд" (1979).
Гостелерадиофонд России
Евгений Дитрих
Министр транспорта России
— Студенческие отряды – это традиция, которой сильна наша страна. Отряды участвовали в возведении БАМа и других инфраструктурных проектах. Вы выполняете эту работу всей душой и с полной отдачей. Уверен, что движение студенческих отрядов будет расширяться и мы сможем дальше предоставлять вам возможность работать на глобальных транспортных стройках (Всероссийский слет молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды»).
В 2013 году в завершающем трудовом семестре Олимпийской стройки приняли участие 286 студентов из 12 учебных заведений России. Всего в составе студенческих отрядов на объектах ОАО «РЖД» в летний период 2013 года работали более 10 тыс. студентов.

Молодые люди были заняты на заключительном этапе подготовки и ввода в эксплуатацию объектов олимпийского титула ОАО «РЖД» в Сочи - совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер – Красная Поляна, вокзалах станций Адлер, Олимпийский Парк, Эсто-Садок, Красная Поляна.

Помимо участия в строительстве транспортных инфраструктурных объектов Игр-2014 в Сочи, был сформирован студенческий отряд помощников машинистов и группа экипировщиков электропоездов «Ласточка» для работы в период «олимпийского графика». Участники отряда обучались по целевым направлениям ОАО «РЖД» в Петербургском государственном университете путей сообщения.

В 2014 году передовой отряд «Байкал» Иркутского государственного университета путей сообщения первым принял участие в стройке «БАМ-2» на перегоне Таксимо – Лодья.

В период летнего трудового семестра 2016 года студенческие строительные отряды были задействованы на таких объектах, как строительство подходов к возводимому Керченскому мосту, модернизация Байкало-Амурской магистрали, реконструкция станции Ванино Дальневосточной железной дороги, Парк Токи, комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород.

В 2019 году, по данным начальника отдела реализации корпоративных проектов Центра молодежных проектов ОАО «РЖД» Татьяны Рудневой, в стройотрядах «РЖД» работали около 160 студентов (9 студенческих строительных отрядов) из 5 университетов (МГТУ имени Баумана, ИрГУПС, ДВГУПС, СамГУПС, ВГТУ). Они были трудоустроены в качестве монтеров путей, дорожных рабочих, стропальщиков, разнорабочих на строительные объекты ОАО «РЖД». Так, например, студенты ИрГУПСа занимались реконструкцией моста через реку Селенгу на 5618 км нечетного пути участка Иркутск – Улан-Удэ Восточно-Сибирской железной дороги и строительством Нового Байкальского тоннеля.
МЕДИЦИНСКИЕ СТУДОТРЯДЫ

В 2019 году к работе в РЖД были впервые привлечены студенческие медицинские отряды. Около 10 человек (2 студенческих медицинских отряда) работали в качестве санитаров на объектах здравоохранения ОАО «РЖД», а именно в Узловой больнице на станции Февральск и клинической больнице «РЖД-Медицина» в Муроме.
Анастасия Ануфриева
Студентка 4 курса Приволжского исследовательского
медицинского университета
— Я работала в Муроме, в больнице РЖД, санитаркой хирургического отделения. В мои обязанности входили уход за больными, уборка и помощь медсестрам. Поскольку на тот момент я уже окончила 3 курс, даже сестринская практика была мне не в новинку.

Понравилось дружелюбие со стороны всех работников больницы, отношение пациентов – они всячески хвалили, любили иногда поговорить. Работала я полтора месяца. В качестве подработки на лето – вполне хорошие деньги получила.
ПОМОЩНИКИ МАШИНИСТОВ

Помощников машинистов в настоящее время готовит Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I для Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава.
Евгений Богданов
Заместитель командира отряда помощников машиниста «Ладога»
— Я работаю помощником машиниста уже год. Сначала у нас была учеба, она длилась 8 месяцев. И мы уже работаем. Учеба проходила в университете (ПГУПСе). У меня с детства была мечта стать машинистом. У меня династия железнодорожная: и дед, и прадед, и отец были машинистами, так что мой выбор был очевиден. Сейчас я учусь на четвертом курсе. Я работаю на главном ходу, у нас было 15 дублерских и 15 стажировочных поездок. Мои представления совпали с тем, что я видел, и на самом деле все оказалось даже лучше. Поуправлять подвижным составом — это не описать. Специфика работы с тех пор, как работал мой дед, сильно поменялась, много нового появилось, поэтому я ему рассказываю о новинках. Я езжу на электропоездах ЭТ2М с одним и тем же машинистом, у него опыт работы 25 лет. Он прекрасный человек, и с чувством юмора все отлично, и много всего советует, чего не узнаешь из книг и учебников. Я понимаю, что его задача — воспитать из меня машиниста. Я понимаю, что даже как помощник машиниста я отвечаю за безопасность движения.
Илья Терехин
Начальник Управления воспитательной работы и производственного обучения Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
— Студенческий отряд помощников машинистов «Ладога» – круглогодичный. Студенты старших курсов работают помощниками машинистов в пригородном сообщении. В основном, это студенты с кафедры «Электрическая тяга» не ниже третьего года обучения. В программу входят дополнительные занятия по электрооборудованию, ПТЭ, эксплуатации электровозов. Для бойцов данного отряда существует сильная практическая подготовка, в том числе на тренажерах. Как у нас в университете, так и в моторвагонном депо Санкт-Петербург – Финляндский, где они работают. Несмотря на то, что специальность сложная, мы очень быстро набрали желающих.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ

История педагогических отрядов восходит к 1961 году, когда при студенческом отряде Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова был организован пионерский лагерь «Спутник». Это событие положило начало целой традиции, и со временем такие лагеря стали появляться в других регионах СССР.

В летний период 2019 года вожатыми в детских оздоровительных лагерях ОАО «РЖД» работало около 1 тыс. студентов.
Алена Егорова
Пресс-секретарь штаба студенческих отрядов Самарского государственного университета путей сообщения
— Ребята, которые хотят поехать работать вожатыми, т. е. состоять в педагогическом направлении, должны обязательно пройти Школу вожатского мастерства. У нас курсы проводятся на базе университета СГСПУ. А в своих отрядах командиры и комиссары проводят с кандидатами практические занятия. Получается 144 часа обучения, в конце курса ребята сдают экзамен по завершению которого получают сертификат о провождении школы. И в бой!
КАК ПОПАСТЬ В СТУДОТРЯД


Если вы студент и хотите попасть в студотряд «РЖД», вам нужно:

1. Обратиться в штаб студенческих отрядов университета или в региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» (найти контакты можно на их сайте).

В зависимости от направления деятельности студенческих отрядов в состав отряда берут соответствующих студентов. Например, если мы говорим про медицинские отряды, то в состав этого отряда входят исключительно студенты медицинских образовательных учреждений. Если отряды проводников — то туда могут попасть студенты различных специальностей, но все они проходят обязательное обучение по профессии «Проводник пассажирского вагона». Если мы говорим о строителях, то это зависит от объекта их работы. Если студенты трудоустраиваются в качестве разнорабочих, то в состав отряда могут войти студенты различных специальностей, бывают женские строительные отряды. Если бойцы стройотряда будут работать монтерами пути, то студентов других специальностей на этот вид работы не берут.

2. Пройти обучение. Обучением занимаются вузы и РСО. Обучение занимает разное количество времени в зависимости от специальности. Например, обучение по профессии «Проводник пассажирского вагона» занимает 3,5 месяца (320 часов). Для того, чтобы работать помощником машиниста, ребята учатся 8 месяцев.

3. На время работы со студентами заключается трудовой договор. Работа осуществляется в рамках Трудового кодекса РФ.

4. В связи с тем, что у студенческих отрядов разные направления деятельности, кураторы также разные. Например, координацией работы студенческих отрядов проводников занимается АО «ФПК». Также компания организует и досуговые мероприятия, и проживание студентов.

5. Заработная плата зависит от направления деятельности студенческих отрядов. Здесь средней цифры нет, так как, например, боец стройотряда может летом заработать 25 тыс. рублей, в то же время участник педагогического отряда — значительно меньше.

Студенческие отряды – как 60 лет назад, так и сейчас – это хорошая возможность для студента заработать, научиться работать в команде, получить профессиональный опыт. А также понять, правильно ли он определился с выбором профессии.

Автор: Анна Булаева
Над спецпроектом также работали корреспонденты «Гудка»
Евгения Мусихина (Челябинск) и Яна Позолотчикова (Санкт-Петербург).
Редактор: Светлана Баулина
Дизайн и верстка, бильд-редактор: Руслан Сухушин
Заглавное фото: Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС

Использовались материалы газет «Гудок», «Северная магистраль», материалы с сайта РСО http://www.shtabso.ru/, ОАО «РЖД» http://www.rzd.ru/.