детские железные дороги россии
спецпроект gudok.ru
Восточно–Сибирская (Иркутская)
детская железная дорога

г. Иркутск
Отличительной особенностью Иркутской детской железной дороги является местоположение – она находится на двух островах реки Ангары — Юность и Конный. А еще здесь работает открывшийся в 2017 году один из трех «кванториумов».
ИСТОРИЯ

Дорога ведет свою историю с начала 1937 года. Тогда коллектив иркутского Дворца пионеров и комсомольские организации паровозного депо, вагонных депо Иркутск-Пассажирский и Иркутск-Сортировочный, завода тяжелого машиностроения имени Валериана Куйбышева выступили с предложениями построить Детскую железную дорогу. Инициативу поддержали горком и обком ВЛКСМ, горисполком, управление Восточно-Сибирской железной дороги и общественность города.

Весной рядом со стадионом «Динамо» началось строительство ДЖД. Оно велось методом народной стройки. После работы на производстве, вечерами и в свои выходные дни сотни комсомольцев брали ломы, лопаты, носилки, тачки и шли возводить пути и служебные здания. В финансировании строительства и в обеспечении материалами участвовали учреждения и предприятия города, которые в свою очередь проводили специальные субботники. Разработкой проекта дороги, ее инфраструктуры и вагонов занималось пассажирское вагонное депо Иркутска. Пассажирская служба Восточно-Сибирской дороги оборудовала кабинет начальника вокзала. Одновременно с созданием ДЖД во Дворце пионеров заработал кружок паровозников. Ребята готовились в день открытия дороги обеспечить по ней движение поездов.

Торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги прошло 8 ноября 1939 года. Тогда на ней занимались 114 юных железнодорожников. Непосредственно в ежедневном обслуживании участвовали 30 детей. Поезд состоял из трех вагонов. В первый день он совершил 5 рейсов, перевезя 500 пассажиров.

В 1941 году было закончено строительство паровозного депо.

Во время Великой Отечественной войны Детская железная дорога была закрыта. Паровозы передали на завод тяжёлого машиностроения имени Куйбышева (ИЗТМ). Юные железнодорожники были приняты на работу в железнодорожный цех завода.

Работа ДЖД была возобновлена в 1947 году.

В 1984 году было решено перенести пути ближе к центру города. Строительные работы велись в 1986 и 1987 годах, затем были приостановлены и возобновлены только в мае 1992 года. В августе 1992 года прошло открытие новой ДЖД. Линия представляет собой петлю, большей частью проложенную по острову Конный. На острове Юность находится небольшой участок пути и станция – Солнечная. На острове Конный находятся неработающие станции Родники и Ангара.

В 2003 году Детской железной дороге Иркутска присвоено имя Георгия Тетерского – почётного железнодорожника, возглавлявшего с 1968 по 1979 годы объединённую Восточно-Сибирскую и Красноярскую магистрали.
ИНФРАСТРУКТУРА

На момент открытия дороги в 1939 году ее протяженность составляла 1,8 км. На ней было две станции — Солнечная и Пионерская. Сейчас поезда едут 3,25 км. Трасса имеет форму петли. На ней три станции: Солнечная, Родники и Ангара.
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

В парке дороги три тепловоза — ТУ2-053, ТУ2-228 и ТУ7-2925, а также 14 вагонов ПВ40 производства Демиховского машиностроительного завода. На дороге одновременно курсируют два состава – «Сибирячок» и «Малый Байкал» – из семи вагонов каждый.
Максим Каширин / ИД «Гудок»
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Главная задача Иркутской детской железной дороги — обучение железнодорожным специальностям. Зимой юные железнодорожники изучают профессии теоретически, летом проходят практику. Каждый имеет возможность посещать кружок и студии. Например, в кружке моделирования можно своими руками научиться создавать действующие модели локомотивов, железнодорожных станций и узлов.


«КВАНТОРИУМ»

На территории Иркутской ДЖД в 2017 году создан технопарк «Кванториум РЖД». Этот образовательный центр готовит инженерные кадры, в первую очередь для холдинга «РЖД». Также в нем разрабатываются и тестируются новые технологии. Во время учебы дети решают реальные проектные задачи по перспективным естественнонаучным и техническим направлениям (квантумам). Основных квантумов четыре: «Геоинформационные системы (гео-квантум)», «Информационные технологии (IT-квантум)», «Промышленный дизайн», «Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)».
ДОРОГА КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ

В 2019 году поезда по Восточно-Сибирской ДЖД ходят с мая по август. Они отправляются в рейсы с 11:00 до 17:30.
Как найти ДЖД:
+7 (3952) 64-43-34
г. Иркутск,
Гончарная улица, 10