детские железные дороги россии спецпроект gudok.ru
Западно-Сибирская (Новосибирская) детская железная дорога
г. Новосибирск
Малая Западно-Сибирская детская железная дорога является не только одной из самых молодых, но на сегодняшний день и одной из лучших по оснащению дорог России. Ее трасса проходит через живописный лесной массив парка по существующим противопожарным просекам, по берегу Оби, а поезда делают остановки недалеко от городского зоопарка и оздоровительного комплекса «Локомотив».
ИСТОРИЯ
Решение о строительстве Детской железной дороги в Новосибирске было принято руководством Западно-Сибирской магистрали и администрацией города в августе 2003 года.
4 июня 2005 года состоялось торжественное открытие первой очереди Детской железной дороги. Почти всё лето по ДЖД курсировал только один состав с двумя тепловозами, прицепленными по обоим концам поезда. Это позволяло обойтись без манёвров на конечных станциях.
6 августа 2006 года в День железнодорожника состоялось открытие второй очереди ДЖД, построенной ОАО «Российские железные дороги» в сотрудничестве с администрациями Новосибирской области и города Новосибирска.
ИНФРАСТРУКТУРА
На дороге общей протяжённостью 5,3 км расположены 3 станции (Заельцовский парк, Спортивная, Зоопарк) и 2 разъезда (Локомотив, Ельцовский). Кроме того, инфраструктура дороги включает в себя учебный корпус на станции Спортивная, две металлические эстакады высотой до 3-4 метров, четыре неохраняемых и один охраняемый переезд, бетонные подпорные стенки, 2 два металлических моста длиной 24 и 72 м.
При эксплуатации Детской железной дороги принято обращение двух составов. Для обеспечения их скрещения на разъезде Ельцовский уложен приемо-отправочный путь полезной длиной 60 м.
Все станции ДЖД оборудованы электрической централизацией (ЭЦ) стрелок и сигналов. Пост ЭЦ совмещен с вокзалом на станции Спортивная.
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
В течение дня на детской дороге 4 поезда делают 16 рейсов. Каждый поезд состоит из трех вагонов и тепловоза и имеет свое название — «Мечта», «Сибиряк», «Юность» и «Сказка».
Всего на дороге работают четыре узкоколейных тепловоза, двенадцать детских пассажирских вагонов и открытый пассажирский вагон-платформа собственной разработки.
До августа 2011 года работало три узкоколейных тепловоза ТУ7А. В конце лета парк пополнился новым тепловозом ТУ10, изготовленным специально для Детской железной дороги на Камбарском машиностроительном заводе и оборудованным по последнему слову техники.
Тепловоз имеет два пульта управления движением, которые обеспечивают эксплуатацию локомотива в поездном режиме без его разворота.
На тепловозах ТУ7А установлены корпуса макета паровоза разработки и изготовления Дорожного конструкторско-технологического бюро.
Поезда могут развивать скорость до 50 км/час. Однако их эксплуатационная скорость – 10 км/час, чтобы юные железнодорожники могли тщательно отработать на практике и закрепить профессиональные навыки.
Кирилл Кухмарь / ТАСС
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
На Новосибирской ДЖД учатся школьники 7-11 классов.
Юные железнодорожники обучаются по 7 направлениям: «Локомотивное и вагонное хозяйства», «Управление процессами перевозок», «Хозяйства электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки», «Путевое хозяйство и охрана труда». Отдельным потоком идут ребята по направлению «Железнодорожное моделирование».
Основная работа проводится в зимнее время, осенью и весной в учебном центре ДЖД. Каждый школьник раз в неделю после занятий в школе приезжает на дорогу. Здесь у него два урока по 45 минут по определенной тематике, начиная с общего курса о Детских железных дорогах.
На Новосибирской ДЖД стараются постепенно уходить от системы «Учитель – ученик», активно внедряя в образовательный процесс систему «Наставник – стажёр». Поэтому инструкторы стараются по максимуму внедрять интерактивные формы обучения.
Этому помогает самая современная техника. По инвестиционной программе РЖД на малую магистраль поступили 3D-принтер и 3D-сканер, новые компьютеры, интерактивные панели. С учётом передовых технологий разрабатываются и учебные программы.
На летней поездной практике дети дублируют действующих железнодорожников, прикомандированных на эксплуатационный сезон. Каждый ребёнок решает для себя сам, кем он хочет поработать: помощником машиниста локомотива, дежурным помощником начальника вокзала, помощником проводника пассажирских вагонов и т. д. То есть на практике освоить те профессии, которым обучался в течение года.
За время учебы ребята не только знакомятся с железнодорожными профессиями, но и интересно проводят время, расширяют свой кругозор. Дети встречаются с ветеранами-железнодорожниками, на ДЖД проводятся конкурсы «Мистер и мисс ДЖД», осенние балы, новогодние вечера и концерты.
За годы работы малой магистрали её выпускниками стали около полутора тысяч человек. Причём две трети поступили в железнодорожные вузы и техникумы, а порядка 90% из них после получения дипломов пришли работать на предприятия Западно-Сибирской железной дороги.
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Учащаяся Новосибирской детской железной дороги
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Открытие нового летнего сезона на Новосибирской детской железной дороге
Кирилл Кухмарь/ТАСС
ДОРОГА КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ
Путешествие в маленьких уютных вагончиках Новосибирской ДЖД длится 1ч. 45 мин. (15 минут — время в пути между станциями и 15 минут — время стоянок). По дороге пассажирам встречаются леса, крутые повороты, мосты, пляжная зона и сам Заельцовский парк. На каждой станции можно выйти, прогуляться, купить напитки и закуски в буфете (на станциях все по-настоящему — зал ожидания, буфет, туалеты, диспетчерская), около станций — детские игровые площадки. Выйдя на станции Зоопарк, можно дойти до городского зверинца и потом вернуться на дорогу, а сойдя на остановке Локомотив, воспользоваться разнообразными сервисами оздоровительного комплекса.