ИСТОРИЯ
Северный участок
Первая по времени создания северная трасса МОЖД протяженностью 2,1 км расположена в районе Озерков. Этот исторический участок, который работает уже более 70 лет, проложен в тихом зеленом массиве города, и путешествие по нему может стать своеобразным семейным выездом на природу.
Строительство Детской железной дороги в Ленинграде было начато ещё в 1939 году. Дорога должна была пройти от Невского лесопарка до реки Оккервиль, но планы нарушила начавшаяся Великая Отечественная война.
Однако уже в 1947 году издаётся приказ генерал-директора тяги 2 ранга Бориса Саламбекова о постройке Детской железной дороги в Ленинграде.
К строительству Малой Октябрьской железной дороги были привлечены молодёжь и юные железнодорожники города. Сначала была уложена железная дорога стандартной колеи, но позже одну нитку перешили и получилась узкоколейная железная дорога с колеёй 750 мм. На дороге имелось три станции – Кировская, Зоопарк и Озёрная. Станция Кировская располагалась на том месте, где сейчас расположены станция метрополитена «Старая Деревня» и современная трамвайная петля.
На Малую Октябрьскую железную дорогу с Балтийского флота были доставлены первоначально арендованные, а позже оставшиеся в распоряжении дороги три узкоколейных паровоза серии ПТ04-088, ПТ4-089, ВП1-170. С одной из эстонских промышленных узкоколеек на Малую Октябрьскую были доставлены три трофейных и 5 обычных пассажирских вагонов, 2 багажных и пять грузовых платформ. Дорогу пересекало 8 переездов. Средством связи между станциями служила электрожезловая система с семафорной сигнализацией. Также на дороге была проложена воздушная телефонная линия.
В строй ленинградская Малая Октябрьская железная дорога вступила 27 августа 1948 года, когда в первый рейс отправился поезд от станции Кировская до станции Озёрная.
В 1958 году на десятилетнем юбилее дороги руководство Октябрьской железной дороги подарило Малой первый узкоколейный тепловоз серии ТУ2-167.
В 1962 году произошло обновление вагонного парка дороги, на нее поступило 10 новых цельнометаллических пассажирских вагонов (ЦМПВ) серии 3AW, поставленных из Польши и построенных во Вроцлаве на заводе PAFAVAG.
В 1965 году протяженность дороги сократилась до 3 км 100 м в связи с застройкой территории Комендантского аэродрома, по которой проходил один из перегонов Малой Октябрьской железной дороги. Паровую тягу меняют на тепловозную, и на дорогу приходят два узкоколейных тепловоза серии ТУ3. Станция Зоопарк получает название Пионерская. Оставшийся участок Пионерская – Озёрная поделили пополам и построили разъезд Юный. В кабинах тепловозов были установлены стационарные радиостанции.
В 1988 году взамен устаревшим вагонам серии 3AW (PAFAVAG) польской постройки на дорогу было доставлено 11 новых пассажирских вагонов серии ПВ51 производства Демиховского завода тяжелого транспортного машиностроения (г. Орехово-Зуево, Московская обл.).
В 1991 году в связи с застройкой территории Коломяги протяженность главных путей Малой Октябрьской железной дороги сократилась до 2-х километров. На дороге осталось две станции – Озёрная и Юный.
1 июня 2008 года, открывая свой 60-й юбилейный сезон, Малая Октябрьская дорога получила отремонтированные подвижные составы «Сказка» и «Пионер».
Южный участок
Южная трасса протяженностью 10,8 км была торжественно открыта 12 июля 2011 года. Она ведет от станции метро «Купчино» почти до Пушкина и проходит в том же месте, где 182 года назад была построена первая в России Царскосельская железная дорога. Путешествие по этой трассе может стать настоящим экскурсом в историю нашей страны. При этом, наравне с историческим значением, Южный участок является ярким примером действительно современного, оснащенного по последнему слову техники объекта с новейшими системами управления движением.
На дороге действуют 3 станции: Молодежная (вокзальный комплекс, совмещённый с постом электрической централизации), разъезд Юный, Царскосельская (вокзальный комплекс, совмещенный с постом ЭЦ, ангар для подвижного состава).